Затишье перед бурей

Петросовет может сменить политический курс, а троллейбусники – подготовиться к банкротству

Среди вопросов, которые намерены решить петрозаводские депутаты 17 декабря, я бы выделил два: смена руководства представительного органа и повышение оплаты на проезд в троллейбусах. И то, и другое после обсуждения может привести к самым непредсказуемым результатам. 

Петросовет может сменить политический курс, а троллейбусники – подготовиться к банкротству
Итог голосования в Петросовете – всегда сюрприз

Цены на «рога»

Как говорят материалисты, сначала про деньги. В прессе уже прошел слух о том, что депутаты с подачи местной администрации готовы поднять стоимость билета в троллейбусе до 17 рублей. Но судя по пояснительной записке к проекту решения, составленной председателем городского комитета ЖКХ Дмитрием Баженовым, предельную величину тарифа предлагается оставить на прежнем уровне – 17 рублей. Обязательно ли это повлечет за собой увеличение стоимости билета? Ведь верхний предел и сегодня составляет 17 рублей. Более того: сегодня город компенсирует троллейбусникам потери не более чем на 5 рублей за билет. Вот этот параметр и предлагается изменить.

Согласно выводам комиссии по регулированию цен и тарифов, себестоимость одной поездки на троллейбусе в будущем году определена в размере 27 рублей. Прибавив к этому 5 процентов рентабельности (проще говоря, прибыли), получаем экономически обоснованный тариф – 28,35 рубля за поездку. При этом городская администрация предлагает увеличить размер субсидии, выделяемой «Городскому транспорту» на возмещение недополученных доходов, до 11,35 руб. за каждый реализованный разовый билет.

Как уже практически официально заявили в местной администрации, цена билета будет повышена. На сколько именно – не уточняется, но уже прозвучали цифры от 12 до 15 рублей. Исполнительный директор МУП «Городской транспорт» Владимир Афанасьев в разговоре с нашим корреспондентом сказал:

– Если сессия Петросовета примет бюджет от нашего предприятия, то, скорее всего, с 1 января тариф на разовую поездку в троллейбусе будет увеличен до 12 рублей. Вопрос, на самом деле, не стоит и выеденного яйца. С 1 декабря заканчивается постановление, которое работало прежде, о том, что предельный тариф в троллейбусах установлен в 17 рублей. Его просто продлевают и не повышают.

Мне непонятно. По предварительным расчетам троллейбусников, в будущем году они продадут примерно 11 млн.170 тыс. разовых билетов. Если бы продажа шла по экономически обоснованной цене, предприятие заработало бы более 316 миллионов. Продавая билеты по 12 рублей, выручка составит лишь 134 с небольшим миллиона. Потери – около 180 миллионов рублей, при этом город компенсирует (если пройдет предложение) максимум 116,2 миллиона. Вопрос: где взять недостающие 65 миллионов, чтобы не прогореть? Только максимально увеличить плату за проезд.

Если следовать математической логике, сумму недочета нужно разделить на планируемое количество поездок. Получим необходимую величину «надбавки» и, следовательно, новую стоимость билета – 18 с лишним рублей. Это значит, что предельный тариф в 17 рублей нужно задействовать в обязательном порядке, и все равно не хватит.

Разность интересов

Впрочем, есть и другой путь: возить народ и далее по явно заниженной цене, а потом либо компенсировать все потери из бюджета, как это произошло в нынешнем году, либо обанкротить предприятие. Как известно, оно и сейчас проходит процедуру банкротства, и городские власти этому героически противостоят. Как заверили нас в руководстве «Городского транспорта», все деньги, что были отданы им на прошлой сессии Петросовета, пойдут на погашение долгов перед кредиторами, а значит, частные перевозчики больше не будут контролировать процесс банкротства прямого конкурента. Если конкретно – арендаторам принадлежащих троллейбусному управлению помещений не удастся получить недвижимость по бросовым распродажным ценам.

Но что если банкротить троллейбусников будут люди, у кого на примете уже есть собственное предприятие по перевозке пассажиров? И что, если эти люди имеют отношение к нынешнему руководству Петрозаводска? Всего-то и нужно, что заплатить за счет городской казны долги троллейбусного управления, нейтрализовав конкурентов (это уже практически сделано), затем довести предприятие до банкротства – и заводить на его место «своих» маршрутчиков. Причем к городской администрации претензий быть не может: они же не ограничивали стоимость билета 12 рублями, это все руководство ПМУП…

Если же стоимость билета вдруг подскочит до 17 рублей, это нанесет неизбежный удар по популярности мэра Галины Ширшиной и ее команды. Троллейбусное управление тогда начнет выбираться из ямы – но ему придется объяснять, почему они так долго доказывали, что возить по 10 рублей выгоднее, чем по 17. А частные перевозчики, находящиеся в перманентном конфликте с нынешней администрацией города, смогут праздновать победу.

Усушка и утруска

И все же первым делом, думается мне, депутаты попытаются поменять председателя Петросовета. Это будет совершенно логичным шагом после изгнания Олега Фокина из рядов правящей партии: петросоветовские единороссы, которых возглавил Андрей Белянинов, не могут не осуществить «революцию». Тем более что их полку прибыло: депутат Игорь Шарапов на прошлой неделе выступил с заявлением, фактически означающим его отход от местной администрации.

Депутат – он же начальник ГорДЭУ – в правительственном СМИ обрушился на петрозаводскую администрацию с критикой – мол, плохо город убирает новая фирма. Напомню: до конца года мэрия заключила контракт с московской компанией «Финэкс-Инвест». По мнению Шарапова, взятые на себя обязательства подрядчик выполняет из рук вон плохо, что и заставило его обратиться с письмом к мэру.

Тут важно понять, что стоит за этим шагом. Шарапов открыто выступил против нынешней политики петрозаводского руководства – а значит, и против Олега Фокина, которого всегда поддерживал. Таким образом, если встанет вопрос об удалении Фокина – Шарапов поддержит смену власти.

Правда, сделать это теперь будет куда как непросто. Политический кульбит, предпринятый председателем Петросовета, не может не вызывать восхищения: он устроил самороспуск фракции «Единая Россия», создав вместо нее одноименное депутатское объединение, куда уже вступил коммунист Каплин. Воглавил это новое образование Святослав Нефедов, и Белянинов остался не у дел.

Такой пассаж заставляет взглянуть на ситуацию совершенно по-иному: похоже, петросоветовские «единороссы» не собираются бросать своего товарища в беде и даже готовы к конфликту с партийным руководством. Оно, в свою очередь, создание нового объединения просто не признало. Вот как на официальном партийном сайте прокомментировал ситуацию Анатолий Зазовский, председатель региональной контрольно-ревизионной комиссии «Единой России»:

– Решением местного политического совета Петрозаводского местного отделения партии в 2011 году была создана фракция «Единая Россия» в Петрозаводском городском Совете. Решений о преобразовании фракции в депутатское объединение местным политическим советом не принималось. Соответственно, информация об избрании руководителем несуществующего депутатского объединения «Единая Россия» С.Ю. Нефедова является недостоверной.

Ну а поскольку ни сам Нефедов, ни его соратники от принятых решений не отказались – быть войне. И чем она окончится, мы увидим уже к вечеру 17 декабря.