Напомним: поводом для скандала стала ситуация с конкурсом на осуществление пригородных и междугородных автобусных перевозок. Напомним: по условиям объявленного Госкомитетом конкурса несколько сотен междугородных маршрутов в республике поделены всего на 4 лота, в то время как раньше их было около сотни. По мнению бизнес-сообщества, выиграть в таком конкурсе никто из карельских автоперевозчиков не сможет – а значит, на их место придут «варяги». В результате без работы рискуют остаться около 500 человек.
Из-за многочисленных жалоб конкурс даже был приостановлен, но вновь возобновлен после того, как Федеральная антимонопольная служба не нашла в его условиях нарушений законодательства. Тем не менее председатель Госкомитета Игорь Жадановский был вынужден подробно прокомментировать ситуацию. В распространенном пресс-службой правительства сообщении он рассказал о планах по организации автобусных перевозок в республике.
По словам Жадановского, Госкомитет при формировании конкурсной документации исходил из принципа соблюдения баланса интересов населения и перевозчиков. При этом преследовалась цель сохранения существующей маршрутной сети республики.
Чтобы сохранить маршрутную сеть и тем самым обеспечить транспортную доступность самых малонаселенных и отдаленных поселков, было принято решение объединить экономически привлекательные и убыточные маршруты. К примеру, 23 маршрута в республике сегодня вообще не обслуживаются, поскольку это не выгодно.
Четыре лота объявленного конкурса были сформированы по направлениям движения: Северное, Суоярвское-Западное, Сортавальское-Южное и Восточное. Экономически непривлекательные маршруты распределены между всеми лотами пропорционально, по 7-8 в каждом. Так организатор конкурса пытается обеспечить транспортное обслуживание населения по маршрутам с низким пассажиропотоком. С другой стороны, по словам чиновника, на выгодных направлениях курсирует много автобусов разных перевозчиков, и конкуренция между ними провоцирует водителей на нарушения скоростного режима.
Для исполнения социально значимой функции перевозок в конкурсе предусмотрено и наличие минимально необходимого количества автобусов в каждом лоте – не менее 17 машин. По сведениям, предоставленным диспетчерской службой автовокзала Петрозаводска, за 2014 год по различным причинам были сорваны 383 рейса пригородных и междугородных маршрутов, зафиксировано 158 опозданий. Большинство срывов были вызваны техническими неисправностями автобусов и отсутствием необходимого количества резервного подвижного состава у участников рынка.
Новый подход к формированию конкурсных лотов даст возможность перевозчику своевременно реагировать на любые нештатные ситуации, считают в Госкомитете. Он позволит обеспечить бесперебойность автобусного сообщения в республике. Это сократит и расходы потребителей: при поломке автобуса на линии пассажиру не придется второй раз оплачивать свой проезд к месту назначения, так как для продолжения поездки он воспользуется транспортным средством того же перевозчика.
Игорь Жадановский добавил, что местные перевозчики также смогут участвовать в конкурсе, если будут объединять свои автопарки.
И тем не менее доводы чиновника не убедили ни президента республиканской Торгово-промышленной палаты Александра Панкратова, ни народных избранников. Председатель парламентской Комиссии по вопросам развития транспорта Николай Макаров о конкурсе высказался прямо:
– В ближайшее время необходимо попытаться решить вопрос о том, чтобы любым законным способом попытаться приостановить проведение.
Сам конкурс должен состояться 15 апреля, и его победители «заберут» под себя республиканские автодороги до конца апреля 2020 года.
Когда верстался номер
Во вторник утром на сайте госкомитета по транспорту появилась информация о том, что конкурс с 13 апреля вновь приостановлен. Причиной стало определение Арбитражного суда РК.