Повесят ли на стену троллейбусные рога?

С 1 мая 2015 года стоимость проезда в петрозаводском троллейбусе увеличится до 15 рублей за одну поездку

Сообщение о том, что билет в электротранспорте все-таки подорожает, появилось на сайте петрозаводского МУП «Городской транспорт» 21 апреля. Руководство предприятия проинформировало граждан, что больше не имеет финансовой возможности возить людей по 10 рублей. 

«22 апреля 2015 г. на сессии Петрозаводского городского Совета депутаты проголосовали против установления предельного размера тарифа за одну поездку в электротранспорте на регулярных городских маршрутах для ПМУП «Городской транспорт» в размере 10 рублей и выделения субсидии ПМУП «Городской транспорт» в целях сохранения действующего тарифа на проезд», – говорится в сообщении.

Напомним: предложение о снижении предельно допустимого тарифа на одну поездку петрозаводские депутаты не поддержали, поскольку это повлекло бы за собой увеличение бюджетных субсидий предприятию. Но для того, чтобы выяснить, выиграл или проиграл город от такого решения, нужно четко осознать позиции всех сторон конфликта.

Сторона первая – МУП «Городской транспорт». На сегодня экономически обоснованная стоимость одной поездки в петрозаводском троллейбусе составляет 28 рублей 35 копеек. При этом максимум, до которого может дойти цена билета, депутатами Петросовета определен в 17 рублей. Разницу в 11 руб. 35 коп. предприятию выплачивают из городского бюджета, субсидия на эти цели с января по ноябрь 2015 года составляет 116 миллионов рублей.

Но троллейбусники имеют право установить ту цену, которую посчитают наиболее приемлемой – и таковой в прошлом году они посчитали 10 рублей. Это значит, что 11,35 МУПу по-прежнему возмещает город, а еще 7 рублей он выкладывает из собственного кармана. И все же на такой шаг пошли.

Какими расчетами руководствовалась дирекция предприятия, можно только догадываться – новый директор Максим Луньков, севший в это кресло лишь в марте этого года, на сей счет высказываться не готов. Но из былых и нынешних заявлений мэра города Галины Ширшиной и экс-спикера горсовета Олега Фокина, ярых сторонников десятирублевого проезда, можно сделать вывод, что таким образом увеличивался пассажиропоток – а значит, и наполняемость кассы предприятия.

Как рассказал журналистам Луньков накануне судьбоносной сессии, цена в 10 рублей вообще-то планировалась как временная. С 1 января 2015 года она должна была подняться до 12 рублей, а с 1 октября – до 15. Но повышения в январе не произошло, и все расчеты пошли прахом. Это и заставило директора троллейбусного управления попросить горсовет снизить предельно допустимый тариф с 17 до 10 рублей. На практике это означало бы, что городская казна будет приплачивать предприятию не 11,35 за поездку, а все 18,35. Такое решение, несомненно, ударило бы и по бюджету, и по конкурентам троллейбусников – частным перевозчикам, второй стороне конфликта.

Понятно, что, чем меньше цена билета в муниципальном транспорте, тем больше пассажиров предпочтет его «маршруткам». А значит, их владельцы теряют прибыль. Сейчас основная цена на билет у «частника» – 20 рублей. Но есть маршруты, на которых берут и по 10 рублей – а значит, речь идет уже не о прибылях, а о сверхприбылях. При этом «частникам» есть чем задавить конкурентов: автобусы маневреннее, быстрее, а главное, чаще.

Казалось бы, ответ на поверхности: у каждого вида транспорта должен быть свой пассажир. Бесконечно дотировать троллейбусное управление тоже нельзя. Получается, что те, кто троллейбусом не пользуется, тоже за него платят, а это несправедливо. С другой стороны, нельзя лишать возможности передвигаться по городу малообеспеченных горожан. Но тогда троллейбусы будут возить только льготников, а все остальные, «денежные» пассажиры, уйдут на маршрутки – это тоже несправедливо.

Казалось бы, все, что нужно, – это договориться. Ввести единые проездные для троллейбусов и «частников», установить среднюю цену за поездку, проработать маршруты, дабы не пересекались… Все это уже пытались сделать еще при мэре Маслякове, но почему-то не пошло. Сильно сомневаюсь, что и теперь удастся.

При существующем положении вещей страдают обе стороны – но, как ни парадоксально, выигрывает сторона третья: мы с вами. Согласитесь, что пока троллейбусники держат демпинговые цены, «маршрутчики» тоже вынуждены сдерживать свои тарифы. То есть мы ездим дешево. Для того, чтобы так и продолжалось, третья сторона должна сдерживать первые две. Возможность для этого, по идее, есть – городской Совет, в котором сидят наши представители. Но проблема в том, что эти самые представители выражают не только наше с вами мнение, но и имеют свой интерес.

Да, когда спикер Геннадий Боднарчук говорит о том, что троллейбусники должны выживать не только за счет бюджета, он радеет за город. Но если вспомнить, что Геннадий Павлович – замруководителя частного транспортного предприятия, вера в чистоту его намерений несколько тускнеет. А сторонников у Боднарчука в Петросовете теперь – абсолютное большинство.

Как считает эксперт «МК» в Карелии», диктовать условия рынка в Петрозаводске должны все-таки троллейбусники. Но определять цену за билет должны не чиновники местной администрации в погоне за популярностью, а экономисты предприятия, причем эмпирическим путем – на основе расчетов. Вот ввести с 1 мая 15 рублей за билет и подсчитать: сколько заработали? Сколько пассажиров потеряли? На сколько уменьшился пассажиропоток? Учитывая, что «маршрутчики» тут же поднимут цены – вряд ли намного.

Самое интересное, что, не дав «Городскому транспорту» дополнительную субсидию, Петросовет одобрил выделение 40 миллионов на обновление троллейбусного автопарка. Тем самым продемонстрировав, что вовсе не собирается уничтожать электротранспорт в карельской столице как таковой. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру