Фальшивый муж без права на прописку

Петрозаводский риэлтор, замешанный в скандале с сиротскими квартирами, получил срок за мошенничество

…В определенных кругах этот мужчина носил кличку «Хворост». На протяжении многих лет он попадал в поле зрения правоохранительных органов, а зал судебного заседания стал для него практически вторым домом. Алексей Хворостовский (фамилия и имя изменены. – Ред.) к своим 48 годам успел заработать лишь одну судимость: риэлтор был замешан в скандале с жильем для детей-сирот, о котором «МК» в Карелии» подробно рассказывал. 

Петрозаводский риэлтор, замешанный в скандале с сиротскими квартирами, получил срок за мошенничество
Вокруг квартиры в этом доме разворачивались собития

Квартирный вопрос

Криминальная карьера нашего героя довольно богата. В конце января 2010 года подсудимый с сообщником наведались в психбольницу в поселке Матросы Пряжинского района, увели пациента и несколько часов удерживали его на съемной квартире в Петрозаводске, требуя продать квартиру, которую тот получил от мэрии. Мужчину с подельником за незаконное лишение свободы приговорили к 2 годам колонии условно.

Этот же риэлтор в 2007 году прописался в квартиру, где были зарегистрированы трое несовершеннолетних детей с матерью, и позже умудрился зарегистрировать там несовершеннолетнюю дочь. Квартиру по суду удалось вернуть обратно. А двумя годами ранее он умудрился купить жилплощадь у спившегося мужчины, имеющего несовершеннолетнюю дочь. Делец позже сдал жилье, а продавец загадочным образом пропал. Тогда квартиру тоже удалось вернуть родственникам отца семейства.

В марте этого года петрозаводский суд вынес еще один обвинительный приговор в отношении Хворостовского. Автор хитрой аферы на этот раз все же получил реальный срок.

Дистанционное супружество

Из материалов обвинительного заключения – которое, отметим, было составлено старшим следователем карельского УФСБ, а не Следкома, как это обычно бывает в уголовной практике, – следует, что Хворостовский провернул махинацию с муниципальной квартирой на улице Анохина в Петрозаводске. Ее хозяйка около 20 лет числилась пропавшей без вести.

Женщина получила жилье еще в 1992 году, однако спустя два года исчезла. Она вела асоциальный образ жизни, была лишена опеки над детьми, поэтому волноваться о пропаже было особенно некому. Тело было найдено и опознано только в 2013 году в Санкт-Петербурге.

В квартире все это время проживал некто Крупнов: он снимал квадратные метры у женщины с намерением позже их купить, однако после ее исчезновения планы стали более чем призрачными.

В 2010 году об этой не совсем обычной ситуации и узнал Хворостовский: он нашел подставное лицо не из самых благополучных слоев населения и умудрился женить его на пропавшей хозяйке. Хворостовский предложил Крупнову свои услуги: пообещал зарегистрировать его в муниципальной квартире. По своим каналам риэлтор узнал, что по данному адресу прописана только пропавшая хозяйка, и решил изготовить поддельное свидетельство о заключении брака. Чуть позже мужчина со своим подельником Николаевым подыскали третьего участника махинации – бомжа Тормеля, от которого требовался только паспорт. Теперь можно было возить его по различным инстанциям в качестве мужа пропавшей хозяйки, зарегистрировать в муниципальной квартире, которую потом можно было бы продать. Саму же хозяйку предполагалось с учета снять.

План был таким. Для начала «Хворост» с Николаевым собирались предоставить в петрозаводскую паспортную службу поддельные бумаги и зарегистрировать Тормеля по месту жительства в квартире, где жил Крупнов. После этого оставалось оформить договор безвозмездной передачи жилья Тормелю в порядке приватизации, получить право собственности и продать. Вырученные деньги сообщники поделили бы между собой. Крупнов об этих намерениях даже не догадывался.

В принудительном порядке

Все шло по плану, однако возникла небольшая заминка. По закону необходимо было получить нотариальное согласие хозяйки, которая, напомним, не появлялась в квартире долгие годы. Тут Хворостовский прибегнул к помощи нотариуса, которого следствию найти не удалось.

– Он заказал у неустановленного лица, проживающего в Санкт-Петербурге, нотариальный бланк, не содержащий текста и оттиска печати, – рассказывают в УФСБ. – С его помощью было изготовлено поддельное согласие женщины на регистрацию Тормеля, причем нотариально удостоверенное. В дальнейшем, с 30 декабря 2010 года до 24 января 2011 года, Хворостовский при неустановленных обстоятельствах обеспечил внесение в паспорт будущего хозяина квартиры заведомо ложные сведения о заключении им брака с пропавшей женщиной.

При этом на поддельном согласии были поставлены оттиск печати нотариуса и подпись, но в текст закралась ошибка, поэтому с помощью «неустановленного» лица документ изменили.

Зимой 2011 года в Петербурге Хворостовский заказал изготовление фальшивого свидетельства о браке, получил бумаги от ничего не подозревающего курьера и отправился в паспортную службу. Уже в марте специалисты муниципального ведомства, пользуясь паспортом Тормеля с ложной информацией о браке, поддельным свидетельством о супружестве и новым нотариальным согласием, все-таки зарегистрировали того в квартире на Анохина.

Далее Хворостовский изготовил копию фальшивого свидетельства о смерти женщины, передал ее подельнику, еще раз навестившему паспортную службу. В итоге «муж» Тормель по закону получил «право приобретения жилого помещения в собственность бесплатно в порядке приватизации».

В июне 2011 года «Хворост», Николаев и Тормель отправились в гости к Крупнову, которого попытались в принудительном порядке из жилья удалить. Между делом продолжались визиты в петрозаводскую мэрию, чтобы покончить с формальностями и получить от чиновников необходимые подписи. Длительная, хорошо продуманная афера должна была завершиться осенью, когда Николаев, по доверенности от Тормеля, получил в карельском Управлении кадастра свидетельство о государственной регистрации права собственности.

Конец истории

Довести преступление до конца и приватизировать жилье Хворостовскому не дали карельские силовики, которые ранее сталкивались с деятельностью сомнительного торговца. В общем-то, последние шаги «Хвороста» по завершению сделки проходили под ненавязчивым контролем оперативников.

Суд над Хворостовским длился два года. Во время следствия он категорически отрицал свою вину. Из показаний обвиняемого:

– В 2009 году ко мне обратился мужчина и сообщил, что его знакомый Крупнов хочет зарегистрироваться в квартире на улице Анохина в Петрозаводске, в которой проживал, но не был прописан. Меня попросили помочь в регистрации, и за оказанную помощь Крупнов, со слов мужчины, обещал заплатить 600 тысяч рублей, 300 из которых мужчина отдаст мне. Также он рассказал что люди, которые зарегистрированы в квартире, в ней не проживают. Я ответил обратившемуся человеку, что нужно обдумать схему регистрации Крупнова в квартире…

Версия не «прокатила» – риэлтору предъявили обвинение в мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Эксперты оценили стоимость квартиры в 2 с лишним миллиона рублей, что является особо крупным размером ущерба. И вот 30 марта этого года Алексей Хворостовкий получил за свои деяния 6 лет колонии общего режима. Впрочем, судебное решение пока не вступило в законную силу и сейчас обжалуется в суде вышестоящей инстанции. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру