На чем будут экономить директора сельских школ Карелии в рамках оптимизации

Учителя покидают Заонежье: негде учить даже собственных детей

20.07.2015 в 12:31, просмотров: 4165

В Карелии оптимизация образования ставит под угрозу закрытия небольшие сельские школы. Их финансирование резко сократилось. Жители Заонежья обеспокоены тем, что в результате реформы их дети будут учиться и жить в интернате. Вместе с объединением классов и предметов в рамках оптимизации заметно снизились и зарплаты учителей. Педагоги уже начали увольняться и уезжать из села. 

На чем будут экономить директора сельских школ Карелии в рамках оптимизации
Если закроют Шуньгскую школу, до другой на велосипеде будет не добраться. Фото Владимира Волотовского.

Сокращать уже нечего

В сельской школе заонежского села Шуньга всего 90 учеников. Часть из них привозят на автобусах еще из трех деревень. На содержание этой школы раньше уходило порядка 13 миллионов рублей в год. В этом году по новой системе «подушевого» финансирования, то есть по количеству детей, школе выделят только 8 миллионов. То есть директору предстоит сэкономить более 4 миллионов рублей. На чем - или на ком?

Директор Марина Горячева ломает голову, какую статью расходов ликвидировать: подвоз детей нельзя отменить, учителя должны повышать квалификацию, обязательными остаются медицинские осмотры – на все это требуются средства, и раньше они были заложены в бюджет школы.

- Получается, что мы можем сэкономить только на учебном процессе, - объясняет «МК в Карелии» Марина Горячева. - Классы объединять мы не стали, объединили предметы: музыку, физкультуру, ИЗО, технологию, окружающий мир. И на этом на всем мы сэкономили только 2 миллиона. Технический персонал забрала на содержание администрация поселения. Объединять классы, соединять основные предметы – это просто невозможно. Чему мы научим детей тогда?!

На детях, как смогли, сэкономили, в том числе и на качестве образования. Что бы там не говорили, будто на него не влияет объединение не основных предметов - еще повлияет, утверждают специалисты. Следующая статья экономии - это учителя.

- Единственное, что мы еще можем, это отказаться от стимулирующего фонда, - говорит директор. - И получается, что все педагоги остаются без стимулирующих выплат. Не будет ни классного руководства, ни проверки тетрадей – это не будет оплачиваться. У нас стимулирующий фонд - 100 тысяч рублей в месяц. Я не знаю, как об этом сказать коллегам. Это несправедливо и обидно. И как я буду требовать с людей выполнять работу, за которую они не будут получать деньги?!

Если раньше за нагрузку 18 часов сельский учитель мог заработать 21 тысячу рублей, то без дополнительных выплат в рамках оптимизации его зарплата станет 14 тысяч. Разница ощутимая! По словам директора, одна учительница уже уволилась, не дожидаясь сентября, и уехала из села вместе со своим ребенком – будущим первоклассником, потому что никаких гарантий, что он доучится в этой школе, нет.

Все это, считает Горячева, незаконно. Учитель имеет право получать плату за свою работу. Ученики по Конституции РФ имеют право получить качественное и доступное образование. Закон диктует и оптимизацию, и «подушевое» финансирование сельских школ. Но как это все совместить – не понятно.

Предполагают на селе, что финансирование могут еще урезать, и тогда школу точно придется закрывать. Ближайшее учебное заведение находится в Тулвуе – это в 25 километрах. Из Кажмы детям придется ехать 54 километра в одну сторону по очень «карельским» дорогам. При этом норма для перевозки детей, напоминает директор школы - не более 25 километров.

Центр деревни

Школа – это не градообразующее предприятие на селе. Хотя, как оказалось, именно такой статус у психоневрологического интерната в Великой губе. Школам повезло меньше.

- Изначально были рекомендации Министерства образования Карелии сделать Шуньгскую школу филиалом Тулвуйской школы, - рассказывает Людмила Журавлева, глава Шуньгского сельского поселения. - И сделать подвоз 10х и 11х классов в село Тулвуя. Но на сегодняшний момент есть информация, что 10-11 класс у нас в селе сохраняются. Они будут заниматься по индивидуальной программе.

По мнению главы поселения, норматив, на который сможет прожить школа, нужно пересматривать , и на законодательном уровне решать этот вопрос.

- Были времена, когда было в нашей школе 100, 115 учеников, и тогда не было проблем,- объясняет Людмила Журавлева. - Но сейчас время диктует другую жизнь: люди, молодежь из деревни уезжают, нет работы, производство не развивается. Сейчас у нас 90 учеников, и нам перестали доплачивать деньги из образовательной субвенции.

Оптимизация - а значит экономия и сокращение, - коснется и дополнительного образования. Кружки в школе просто придется закрыть. А у деревенских детей это едва ли не единственная возможность досуга после школы.

- Кружковая дополнительная работа в школе идет практически до 8 вечера, - рассказывает Людмила Журавлева. - Дети заняты в школе. Все в селе крутится вокруг таких социальных объектов как школа, клуб. И так и должно быть. Теперь дети могут этого лишиться.

Условия для отъезда

Сейчас в Великогубской школе учится 150 детей. Но педагог дополнительного образования Жанна Соколова уже получила уведомление о сокращении. Она успела развить на селе активную театральную жизнь. В ее постановках в качестве актеров выступают и дети и взрослые. Но бурную деятельность молодого педагога не оценили.

- Я не хочу отсюда уезжать, а мне будто пинка дают для ускорения – пожалуйста, в город, - сетует Жанна. - А я не хочу, хочу здесь работать. Здесь есть, чем заниматься, с кем работать. Мне здесь так нравится. Но в школе есть второй педагог допобразования, у нее высшее образование. А я только учусь. Что мне теперь, в магазин идти работать? Я не хочу в магазин, я хочу в школе…

Молодые родители, чьи дети только начали ходить в школу, тоже не знают, чем для них завершится оптимизация. По их словам, если бы они не стали бить тревогу и обращаться во все инстанции, классы в начальной школе уже бы объединили к 1 сентября.

- У нас существуют нормы СанПИН,- рассказывает мама великогубского второклассника Евгения Ильина. - И наш будущий второй класс на 13 учеников считается полнокомплектным. Нас, можно сказать, только это и спасает от объединения, а так хотели сделать первый класс с третьим, а второй с четвертым. И вы представляете, как бы они учились вместе?

В этом году выпуск в Великой губе состоял всего из пяти одиннадцатикласников. Но и они имеют право на доступное образование.

- У нас сейчас мало старшеклассников, их могут объединить в один класс, - рассказывает учитель истории и обществознания Галина Черепова. - Но я не представляю, как буду давать материал по разным программам для разных классов. Кроме того, их ведь надо к ЕГЭ подготовить.

Оптимизация образования идет в районе несколько лет и полным ходом. Часть самостоятельных школ уже стали филиалами, как и детские сады. Жители уверены, что все это в скором времени завершится ликвидацией школ. Без школы деревня вымрет. Молодежь сидит на чемоданах, им просто придется уезжать отсюда, чтобы дети могли учиться.

- Я лично строю дом, но если школу закроют, то мне придется это все продавать и уезжать отсюда, - рассказывает мама второклассницы Галина Малиновская. – Но кто-то ведь должен жить в деревне…

Взгляд «сверху»

В Министерстве образования Карелии нам пояснили, что закрывать школы пока никто не планирует. А главная задача министерства – это качественное образование.

Министр Александр Морозов рассказал, что за последние 10 лет школы Карелии потеряли порядка 20 тысяч учеников. Сокращение числа школьников, особенно на селе, продолжается. Нужны новые подходы в образовании, потому что классическая класс-урочная система здесь не работает.

По всем правилам в школе должно быть 16 учетилей-предметников, но в сельской местности есть школы, где их от 14 до 30. По словам министра, в некоторых образовательных учреждениях работают педагоги без образования. Кроме того, на селе кадры стареют. Все эти факторы, несомненно, влияют на качество педагогической услуги.

- Ни одна школа в Карелии в 2015 году закрыта не будет, - объясняет министр. - Другое дело, что в ряде случаев - а мы их рассматриваем в ручном режиме, - возможно изменение вида школы. То есть была школа средняя - станет основная. В современных условиях должна быть организация образования в другом режиме.

Но в то же время министр не исключил, что в будущем закрытие школ возможно:

- Мы против того, чтобы дети попадали в интернаты, при условии, что есть возможность организовать учебный процесс без интернатного сопровождения. Как, например, сохранили маленькую школу на Валааме. Никто не повезет детей на материк. Если есть возможность дистанта или подвоза – этим нужно пользоваться.

Как считает Морозов, оптимизация образования давно назревала в Карелии. Еще в прошлом году с местными чиновниками и специалистами были разработаны дорожные карты – планы мероприятий, связанных с реорганизацией обучения, и на селе в том числе. Эти дорожные карты формировались еще вне дефицитного бюджета, а сейчас идет их реализация, экономия бюджетных средств.

Отметим, содержание одного ученика в полнокомплектной школе обходится государству в сумму 39-54 тысячи рублей. В малокомплектной - там, где есть не все классы, – уже порядка 200 тысяч. Но в Карелии есть школы, где стоимость одного обучающегося в школе доходит до 400 тысяч в год. Это оказалось не по карману нашей республике.

Оптимизация патриотизма

Модернизация здравоохранения, в которую были влиты огромные средства, уже оставила сельских жителей без медицины. Ближайшая больница находится в 120 километрах от Великой губы. Правда, здесь работает амбулатория, только ее функции и возможности очень ограничены. В рамках модернизации были отремонтированы практически все амбулатории в деревнях и поселках республики. Но для чего это было сделано, если нет специалистов, а в некоторых населенных пунктах –даже «Скорой помощи»?

Сейчас глава республики подписал закон, чтобы медикам, которые поедут работать на село, выплачивали миллион рублей в качестве компенсации. Но кто из молодых медицинских работников поедет в сельскую местность, если там не будет школы? Вот и выходит – одно стимулируют, а другое уничтожают.

Уже много лет у нас культивируется тема патриотического воспитания молодежи. Огромную ответственность в этом вопросе несет школа. На все нужны деньги. В этом году в Медвежьегорске проходил республиканский тур военно-патриотической игры «Зарница» среди школьников Карелии. По словам директора Шуньгской школы, каждый год на эти соревнования приезжало 15 – 16 команд, практически из всех районов. В этом году их было всего 8. Это в юбилейный год Победы! И объяснили это тем, что не всем на поездку хватило средств. Оптимизация расходов коснулась и этой сферы.


|