На смену шаманам идут шоумены

Гору Воттоваара не спасают от вандалов даже непроезжие дороги

На севере Карелии, в Муезерском районе, находится уникальный памятник природы – гора Воттоваара. Это место стало популярным среди российских и зарубежных любителей экологического туризма. Несмотря на то, что дорога к горе практически непроезжая, каждый год здесь бывают сотни посетителей. После их визитов памятник природы теряет свои природные  экспонаты – зато приобретает искусственные. И то, и другое уничтожает уникальность объекта. 

Гору Воттоваара не спасают от вандалов даже непроезжие дороги
Следы от сдвинутого сейда. Фото: Владимир Волотовский

Ломать – и строить

Разрушенные древние сейды (каменные сооружения), вырубленные деревья, мусор – туристы оставляют свой «след» на горе Воттоваара. Между тем уникальный памятник природы находится под охраной государства уже несколько лет. Но, несмотря на это, реально его никак не охраняют. Туристы продолжают здесь разводить костры. А один такой поход москвичей закончился масштабным пожаром. За три дня на Воттовааре выгорели все редкие деревья.

По словам местных жителей, вместе с новым статусом у горы появились только специальные аншлаги, которые предупреждают приезжих об особой зоне. Со временем здесь оборудовали места стоянок для приезжающих недалеко от горы. Однако местные жители штрафовать нарушителей не имеют права, а полицейские и лесники здесь бывают крайне редко.

– Абсолютно большая часть сейдов на горе Воттоваара безвозвратно уже потеряна, – рассказал «МК» в Карелии» Сергей Симонян – краевед, житель Муезерского района. – Это надо прямо говорить. Здесь начали делать самоделы (искусственные сейды), но я сразу их разбираю, предупреждаю людей, что я все разберу. И лабиринты, которые тут пытались делать, я тоже разобрал. Нельзя вмешиваться в то, что было создано природой и древними людьми. Процесс движения камней, сооружение новых, непонятных продолжается.

По следам, которые остаются от сейдов на скалах, видно, что их просто столкнули. Сергей Симонян считает, что туристам нравится смотреть, как камень катится вниз. По всей горе – а территория ее почти 6 квадратных километров – видны следы от костров, хотя это запрещено законом об охране особых природных территорий. Кроме этого, на горе запрещено рубить деревья, оставлять мусор, проводить геологические и взрывные работы.

– Растительность мелкая восстанавливается быстро, а вот деревья уникальные, которые придавали горе особый шарм, потеряны, – рассказывает краевед. – Еще лет 5 они простоят, если туристы не сожгут в кострах, и пропадают. А какая здесь красота была, такое сочетание: эти деревья и сейды. 

«Дистанционная» охрана

Гора еще в конце 70-х годов стала представлять особый интерес и уже тогда требовала защиты. В 80-х местным активистам, среди которых был и Симонян, удалось добиться нужного статуса. Но тогда выделили совсем небольшую площадь для охраны – около 2 гектаров в центре горы. Это объяснили тем, что леспромхозы могут лишиться возможности лесозаготовок – в районе активно работал лесной комплекс.

Позднее волонтерам удалось привезти на гору ученых, которые должны были сделать экспертное заключение, что гора уникальна и ей действительно нужна защита. По словам Симоняна, ничего подобного они не получили. Вместо этого сюда повалили туристы, эзотерики и шаманы. А вместе с ними началось активное разрушение природного памятника. 

В 2011 году гору признали особой территорией, которую теперь охраняет государство. Произошло это не без помощи местных жителей, которые подключили общественность Петербурга, Москвы и даже Финляндии. Тогда для охраны природы региона было создано отдельное ведомство – Дирекция особо охраняемых территорий Карелии.

– Я вот сходил, аншлаги поставил, и все на этом, – объясняет нам Симонян. – Хотя нужно активно местным работать:  это структуры, которые по роду своей деятельности должны защищать гору, это лесники, это та же полиция, это Центр охраны памятников, это Минкульт... 

Однако прошло 4 года, а гору как разрушали, так и продолжают разрушать. Дирекция находится в Петрозаводске. Из 15 сотрудников – шестеро инспекторов, которые контролируют 142 природных памятника в Карелии. Инспекторы говорят, им охватить все просто не под силу.

– Наша организация отвечает за эту территорию, но мы находимся тут, а гора – там, – рассказывает старший инспектор дирекции Филипп Учуваткин.   – Мы посещаем ее ежегодно, планово и внепланово – по обращениям местных жителей, если там рубки проводятся или какие-то нарушения…

Однако за четыре года оштрафовать никого не удалось. У инспекторов нет даже таких полномочий. Кто же тогда должен ловить и наказывать нарушителей закона? Штрафы административные могли бы стать действенной мерой против варваров и пополнить нищий бюджет района. Наш народ понимает только наказание рублем.

«Вам хозяева не надоели?..»

Несмотря на уже холодный октябрь и дождь, мы тоже побывали на горе и встретили туристов из Мурманска.

– Про эту гору узнала из Интернета, – рассказала нам мурманчанка Инга. – Это такое необычное место, место силы… Сюда приезжают шаманы, экстрасенсы, много туристов. Захотелось посмотреть своими глазами на это все. Впечатляет место. Я сейдов ни разу не видела, хотя у нас в Мурманске тоже они есть, но я не ездила туда. Непонятно, как они стоят, как они держатся. Деревья вот эти закрученные… Конечно, жалко, что здесь был пожар. Люди подпортили природу. 

Туристы признались, что погода не дает им заночевать здесь, но летом они вновь приедут сюда на несколько дней и разобьют лагерь.

Те 142 памятника природы, которые в Карелии охраняет государство, занимают территорию более 1,5 миллиона гектаров. Из них 135 памятников имеют региональное значение. 102  памятника природы – это болотные памятники, они сохраняются как эталонные территории. И  остаются в первозданном виде лишь благодаря тому, что это болото.  Как нам рассказали в Дирекции особо охраняемых природных территорий РК, возможности установить видеокамеры на природных объектах пока не имеется: нет ни средств, ни людей, которые бы этим занимались.  Так что спасти наши карельские природные памятники могут только непроезжие дороги, за которыми тоже никто не следит. 

Впрочем, россиянин везде пройдет. Встреченные нами мурманчане были с проводником. По словам местных жителей, за такую поездку провожатый зарабатывает около 2000 рублей. Для них это реальная возможность заработать за сезон. Только в скором времени показывать на горе будет нечего.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру