Петрозаводский троллейбус: план выживания

МУП «Городской транспорт» балансирует на грани банкротства с самого момента создания

МУП «Городской транспорт» балансирует на грани банкротства с самого момента создания
Фото: Дмитрий Ананьин

Подайте рогов ради…

На последней сессии Петросовета 16 декабря депутаты выдали обеспечивающему троллейбусные перевозки МУПу «Городской транспорт» очередную субсидию – 14,7 миллиона рублей. Эти деньги ушли на зарплаты работникам предприятия. По мнению экспертов «МК» в Карелии», горсовет буквально вынудили в очередной раз перераспределить бюджет карельской столицы (деньги, отданные троллейбусникам, изначально должны были уйти на содержание дорог). До этого в ноябре 18,7 миллиона рублей было выделено на погашение долгов предприятия перед энергетиками. Причем целевым образом. Потому что до этого, в октябре, 11,2 миллиона автоматически списались со счетов гортранспорта в пользу Пенсионный фонд, перед которым тоже были долги. А еще раньше, в сентябре, в городе встали троллейбусы №1 и №8 – из-за тех самых долгов перед энергетиками.

Идея вообще отказаться от электротранспорта поднималась в Петрозаводске не раз, даже на уровне Правительство РФ республики. Но раз уж петрозаводчане так привыкли к «рогатым», то надо как-то налаживать работу. Сделать это пытались, причем неоднократно. Особенно активно – после того, как в 2013 году на предприятии ввели процедуру банкротства из-за 90 миллионов рублей долгов. Были и смены директоров, и десятирублевый проезд, и громкие заявления представителей разных уровней власти. «Городской транспорт» превратился в разменную монету в политической игре.

В июле этого года о банкротстве «Городского транспорта» заговорили вновь. Снова не хватало денег. Однако власти пообещали необходимые средства найти.

– В конечном итоге и депутаты, и министерства, и комитет все-таки приняли решение, чтобы предприятие сохранить, – подвел тогда итог совещания в карельском Госкомитете по транспорту Сергей Соловьев, председатель карельского рескома профсоюза работников автомобильного транспорта.

О старых троллейбусах и новых долгах

Ситуация с «рогатым» транспортом напоминает катание на американских горках, только без явных подъемов. Как считает директор «Городского транспорта» Максим Луньков, на грани банкротства предприятие находится с момента основания – с 2010 года. Потому что работает с убытком.

– Прибыль была только в 2014 году, – объяснил Луньков. – Когда была выделена субсидия в размере около 200 миллионов рублей. Основная задача «Городского транспорта» – не извлечь прибыль, а перевозить граждан. Задача муниципалитета – профинансировать недополученную прибыль. Этого не сделано.

На следующий год, сообщил директор предприятия, для того, чтобы просто возить жителей города, нужно никак не меньше 137 миллионов рублей. Таких трат не запланировано. По словам Лунькова, выделено будет 110 миллионов. В этом году недофинансирование составило 45 миллионов рублей.

На вполне закономерный вопрос о том, не значит ли это, что проезд в троллейбусах подорожает в 2016 году, наш собеседник ответил, что пока этого не знает – тарифы для предприятия пока не установлены. А говорить о том, изменится ли цена разового билета в ближайшее время, можно будет только после того, как власти вынесут вердикт. Но уже известно, что для юридических лиц месячные проездные подорожали. Правда, всего на 100 рублей.

Остался без ответа и прямой вопрос, ударил ли по карману МУПа пресловутый 10-рублевый проезд. Максим Луньков не ответил ни «да», ни «нет», и это объяснимо. Признать, что введение демпинговой цены было ошибкой – значит разойтись с генеральной линией нынешней исполнительной власти Петрозаводск. Заявить, что эксперимент был успешным – идти против фактов.

На той же последней сессии Петросовета, говоря о субсидии для троллейбусников, спикер Геннадий Боднарчук отметил вскользь, что долги предприятия превышают заявленные 17,4 миллиона рублей. Луньков согласился с этим: долги есть, и сложности с исполнением обязательств перед кредиторами тоже есть. Но ситуацию охарактеризовал как «не криминальную».

Криминальной, кажется, вполне можно назвать ситуацию с парком троллейбусов. По мнению директора муниципального предприятия, менять нужно 60 процентов всех имеющихся «рогатых». Один троллейбус – новый, удобный, соответствующий всем современным требованиям, – стоит около 13 миллионов рублей. Можно, конечно, купить старые троллейбусы. Но тогда потеряется одно из основных конкурентных преимуществ электротранспорта перед маршрутками – комфорт и безопасность.

Без льгот

А с маршрутками отношения у «Городского транспорта» сложились совсем непростые. В небольшом городе на пассажиров идет настоящая охота, свидетелем которой был каждый, кто хоть раз стоял на остановке в час пик. Все жители города помнят о том, как менялись цены на проезд в двух видах транспорта в последнее время. Когда в октябре этого года троллейбусники объявили, что билет подорожает до 17 рублей, маршрутчики тоже пообещали поднять расценки. Когда «Городской транспорт» «передумал», частные перевозчики тоже отказались от идеи повышения цен. Хотя через месяц все-таки «накинули» два рубля. Троллейбусы пока держатся. Но, по словам Лунькова, реальная стоимость одной поездки сейчас – 24 рубля.

Ездить за такие деньги в троллейбусах, которые нежно любят в основном мамы с колясками и пенсионеры, основная масса пассажиров вряд ли захочет. Когда в январе этого года цена поездки составляла для граждан 10 рублей, пассажиропоток вырос. Но тогда 11 недостающих рублей за билет предприятие получало из городского бюджета. А теперь денег на такую роскошь в нашем дефицитном бюджете нет.

Удешевить стоимость можно было бы с помощью льгот для «Городского транспорта». Например, на электроэнергию, которая в структуре расходов составляет около 20 процентов. В середине декабря вопрос льготы на электричество поднимали в Законодательном собрании Карелия. Парламентарии тогда решили, что троллейбусное управление должно платить столько же, сколько и другие потребители.

– Правительство понимает важность троллейбусного движения, но все-таки не поддерживает данный законопроект, – пояснил руководитель комитета по ценам и тарифам Артур Мяки. – Одна из главных причин – на сегодняшний день у нас нет льготных тарифов по электроэнергии ни для одного из предприятий. У нас есть более энергоемкие предприятия. Например, Надвоицкий алюминиевый завод, где расходы на электроэнергию составляют 40 процентов себестоимости продукции, или горно-обогатительный комбинат в Костомукше (30 процентов). Тем самым мы можем открыть ящик Пандоры, поскольку все организации, которые посчитают, что им дорого платить, будут обращаться с просьбой принять закон об этой льготе. А 18 миллионов рублей, которые предлагают субсидировать, – это большие деньги (предлагаемые льготный тариф и сбытовая надбавка в 50 процентов потребуют компенсации выпадающих доходов. – Ред.).

На декабрьской сессии Петросовета депутат Валерий Матвеев упомянул, что сумма, которую уже выделили «Городскому транспорту», достаточна для того, чтобы создать новое предприятие. 

В разговоре с нашим корреспондентом Матвеев привел в пример ситуацию, сложившуюся с общественным транспортом в Воронеже. Бюджет города, по его словам, составляет 13 миллиардов рублей. Годовая субсидия троллейбусникам – 60 миллионов рублей. Стоимость проезда – 20 рублей.

– Просто сравните! – предложил депутат. – Администрация Воронежа приняла меры, чтобы привести ситуацию в порядок. В Петрозаводске 60 миллионов рублей было выделено только на покрытие долгов «Городского транспорта». Предприятие нужно было оптимизировать в прошлом году.

К 60 миллионам кредиторской задолженности Матвеев добавил еще 40 миллионов долгов, накопленных во время работы «Городского транспорта». На конец этого года, по мнению нашего собеседника, у троллейбусников осталось еще около 30 миллионов долга. А субсидия, которая заложена в бюджет следующего года – 50 миллионов рублей.

– Нас опять начнут шантажировать, – уверен депутат. Он также упрекнул троллейбусников в отсутствии какого-либо плана развития на будущее.

План развития – план выживания

Максим Луньков считает иначе. План развития есть, и он даже был направлен депутатам горсовета. Но знакомы ли в городской администрации и в Петросовете с видением ситуации, предложенным самими троллейбусниками, Лунькову не известно.

– План развития на 2016 год – это план выживания. Ни индексации зарплат, ни рентабельности в него не заложили, – объяснил он.

«Городской транспорт» предлагал, к примеру, продлить маршруты. Так, можно было бы проложить контактную сеть до района «Облака» или пустить троллейбус по улице «Правды». Это обошлось бы городу в 30 миллионов рублей. Также предлагают проложить линию до конца Октябрьского проспекта, но это уже дороже. Все остальное требует строительства новых тяговых подстанций, а это уже совсем другие деньги.

– Сказать, что все это можно осуществить в 2016 году, было бы лукавством. Бюджет «режут», 50 миллионов рублей инвестиций нам не дадут, – прокомментировал Максим Луньков.

Дожидаясь троллейбуса по вечерам на остановках, многие горожане сетуют – жаль, что троллейбусы не ходят после 11 часов вечера. Часть пассажиров готова платить не 15, а 30 рублей за возможность добраться домой в полночь (особенную щедрость петрозаводчане демонстрируют в непогоду). Но троллейбусникам это не выгодно. Экономически удобней было бы отправлять последний рейс в 21 час.

– У нас есть статистика – после девяти часов вечера эксплуатировать троллейбус уже не выгодно. А отправлять транспорт в позднее время было бы очень дорого для бюджета, – сообщил директор. – Мы до 23 часов ходим, потому что исполняем социальную функцию. Когда отправляли троллейбусы к приходу «Ласточки», пассажиров было совсем мало.

Несмотря на состояние хронического кризиса, директор «Городского транспорта» настроен вполне решительно, если не сказать категорично.

– Все проблемы – это следствие недофинансирования, долги копятся с 2010 года. И будут копиться дальше. Нужно решить, что делать – либо сохранять троллейбусы и вкладывать в них деньги, либо отказываться.

По мнению же эксперта «МК» в Карелии», долги «Городского транспорта» начали копиться вовсе не с момента создания предприятия. Задолженность образовалась за последние два года. Просто до этого времени все выпадающие доходы компенсировались в полном объеме за счет бюджетных ассигнований. Переломным моментом стало изменение транспортной сети троллейбусов в 2013 году, когда, в частности, закрылся Гоголевский мост.

В этом году экономически обоснованный тариф на одну поездку, заявленный «Городским транспортом», составил 28 рублей. Получается, что доплачивать из казны города приходится около 15 рублей. Для сравнения: в 2012 году дотировали восемь рублей, а в 2011 году – всего три рубля. И предприятие работало.

По мнению нашего собеседника, основная причина накопления долгов в том, что троллейбусники не меняют тарифную политику. Наращиванию задолженности, в том числе, способствовала акция с десятирублевым проездом в январе прошлого года. Демпинг цен, считает эксперт, ни к чему хорошему не привел.

Для того, чтобы изменить ситуацию, троллейбусникам стоит не просить ежемесячно субсидию, а пересмотреть именно политику, повысив тариф. Потому что получить деньги можно только из городского бюджета или с пассажиров.

…В сентябре этого года троллейбус № 8 серьезно изменил расписание движения. «Восьмерка» теперь ходит только в час пик и только по будням. С января следующего года та же участь постигнет еще один маршрут – №4. Ждать «четверку», весьма популярный в народе троллейбус, по выходным и в обеденное время не стоит. Во время новогодних каникул ее тоже не будет.