Российских «детских омбудсменов» придумали в Карелии

В год своего 15-летия Карельский Фонд развития образования подводит предварительные итоги работы

Сейчас уже трудно вспомнить все состоявшиеся в нашей республике образовательные проекты, которые организовывал (или как минимум участвовал в них) Карельский Фонд развития образования (КФРО). Созданная осенью 2000 года Негосударственная некоммерческая организация привлекла в образовательную систему региона уже сотни тысяч евро – и продолжает работать. Даже в условиях санкций.

В год своего 15-летия Карельский Фонд развития образования подводит предварительные итоги работы
База Маткачи - одно из главных достижений КФРО за последние годы

О том, как удается Фонду работать в нынешнее непростое время, рассказывает его директор Геннадий Сараев.

– Геннадий Александрович, на что направлена деятельность КФРО?

– Главная цель деятельности нашего Фонда – улучшение качества и условий образования в республике. Это задача глобальная, в нее входят и повышение грамотности, и развитие гражданского общества, и повышение общественной активности. Для того, чтобы все эти цели были достижимы, Фонд должен найти и, главное, суметь привлечь определенные ресурсы. Это, конечно, деньги, но в первую очередь – кадры. Делается это через активное участие в конкурсах на гранты.

На сегодняшний день КФРО – это, по сути, одна из общественных составляющих региональной системы образования. А также – своего рода система гарантий воплощения образовательных проектов. И не только образовательных.

– За 15 лет Фонд реализовал массу проектов, в том числе международных. Какие из них вы считаете наиболее значимыми?

– Как правило, идеи проекта возникают из тех проблем, которые есть в обществе. Старт самому созданию Фонда дало участие Карелии в мегапроекте «Развитие образования в России» в 2000 году. Основная его идея заключалась в том, чтобы создать новое качество и новые условия для образования в стране, найти новые подходы к развитию образовательных технологий, понять процесс управления образовательной сетью. И мы достигли, я считаю, хороших результатов. По итогам реализации мегапроекта наша республика вошла в десятку лучших регионов Россия по состоянию образовательной системы. Хочу отметить такой масштабный проект, как «Безопасная школа», направленный на создание условий  реализации безопасного образовательного процесса, а «фишкой» проекта стал разработанный карельской командой «Индекс безопасности образовательного пространства», подробно описанный в двухтомнике изданном по итогам проекта  с одноименным названием «Безопасная школа» под редакцией А.В. Михайлова.  Кстати, проект был очень высоко оценен международными экспертами, а «Индекс безопасности» взяли на вооружение финские эксперты в области образования. 

Еще один значимый для развития системы образования проект – «Родительский университет» – вообще положил начало новому этапу управления образованием и образовательной организацией. Реализованный в 2004-2006 годах проект определил новые отношения семьи и школы через вовлечение родителей, в управлением школой и образовательными результатами.

А среди недавних наших достижений хочу отметить проект «Маткачи», в ходе которого построено и передано в собственность республики здание мультифункционального Молодежного центра, в котором есть возможность круглогодичного проживания и проведения мероприятий. Сейчас мы координируем проект «Технопарк», главная цель которого – профессиональная ориентация молодежи, повышение интереса у подрастающего поколения к построению профессиональной карьеры в сфере науки, бизнеса и современных технологий. Для этого нами приобретены учебные пособия нового поколения, в частности мобильная лаборатория «Science – in-box» («Лаборатория в чемодане»). Содержимое наночемодана позволяет проводить 43 демонстрационных опыта, которые наглядно рассказывают школьникам о полезных свойствах нанотехнологий.

Конечно, следует понимать, что любой проект ограничен временем и ресурсами. Например, финансирование проекта «Безопасная школа» уже завершилось. Но его результаты продолжают использоваться в мини-проектах. К тому же я замечаю интересную тенденцию: многие  проекты, которые в свое время начинал Фонд, получили продолжение на федеральном уровне. Для примера: создание сети уполномоченных по правам ребенка в Карелия привело к тому, что такой институт был создан в целом по России. А проработка нами вопросов безбарьерной среды проекта ЮНИСЕФ «Инклюзивная школа»  дала старт федеральной программе «Доступная среда».

– Геннадий Александрович, с какими странами вы сотрудничаете?

– Мы с экспертами – педагогами и другими специалистами – объездили всю Скандинавию. Везде мы изучали передовой опыт для дальнейшего его использования в наших проектных идеях. За 15 лет партнеров у Фонда было очень много, но хочу отметить очень успешное партнерство с Национальным  управлением образования Финляндии, это наш давний надежный друг. Но сегодня изменились программы  приграничного взаимодействия, и, к сожалению, сейчас наше сотрудничество существенно сократилось. Но дружеские отношения со многими экспертами и специалистами этой организации остались.

– Какие дальнейшие планы у Карельского Фонда развития образования?

– В этом году мы планируем завершить проект «Технопарк», а в разработке  у нас сразу три новых проекта. Сейчас готовим  продолжение проекта «Музей для семьи», одна из площадок будет в Медвежьегорске. Уже созданы семейные игровые комнаты в Национальном музее и музее Северной Карелии. Комнаты открыты для свободного посещения родителей с детьми, разработана интерактивная образовательная и досуговая программа для занятий с педагогом.

Основная идея этого проекта – изменение музейной концепции. Любой ребенок, приходя в музей, хочет потрогать представленные предметы, а задача музея – сохранить экспонат. Наш Фонд пытается создать условия, где ребенок может быть в интерактиве: иметь возможность потрогать экспонат, поиграть с ним, при этом находясь в среде, которая определена музеем. Этот проект является новой возможностью проведения семейного досуга. 

К моему сожалению, нынешние родители мало общаются с детьми, а дети не идут на контакт с родителями. Все общение происходит сквозь призму телевизоров и современных гаджетов, что, на мой взгляд, является серьезным барьером в семейном общении. В «Музее для семьи» происходит, выражаясь профессиональным языком,  совместная деятельность, которая сближает ребенка с родителями. Мы создали фотовыставки с портретами семей наших земляков, записали  компакт-диск фолк-группы «Саттума» с песнями на карельском, русском и финском языках. Разработали  и апробировали  образовательную программу для детей от полутора до 6 лет по ознакомлению с окружающим миром на основе развивающей среды.

– Что значит Карельский фонд развития образования для вас?

– Фонд для меня в первую очередь – возможность поменять общество в лучшую сторону. Ведь в понятие «образование» входят не только детсад, школа и вуз. Образование касается всей структуры нашего общества, поэтому для нас важнее образованность общества в целом. Мы работаем на всей территории Карелии. Благодаря КФРО в республике создана сеть молодежных и образовательных организаций, заинтересованных в развитии молодежного образовательного туризма. Я провожу семинары для других фондов: обучаю их проектному менеджменту, управлению проектным циклом,  консультирую их в рамках подготовки проектных заявок. Кстати, эта работа ведется на безвозмездной основе. 

Мы стремимся к изменениям, к новшествам, нам важны постоянное развитие системы образования и общественная активность граждан. Ведь за всем этим стоят дети, наше будущее. И я искренне верю, что только от нас будет зависеть, каким станет новое российское общество.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру