Откуда взялся и кем был Фаддей Петрозаводский

Как петрозаводский юродивый стал личным другом Петра Великого, часть I

Хотя первые упоминания о неком старце Фаддее связаны с приездом в 1703 году на берега Онего царя Петра, имя его уже давно было известно в округе. К тому времени, кроме госдарственных реформ, в стране полвека шла реформа церковная. 

Как петрозаводский юродивый стал личным другом Петра Великого, часть I

Блажен, кто верует

Как и все большие трагедии, русский Раскол начался с ерунды. Реформатор патриарх Никон и консерватор протопоп Аввакум рассорились по поводу того, как нужно осенять лоб: двуперстным знамением, как полагалось издревле, или троеперстным, и какие поклоны следует отбивать при той или иной молитве – земные или поясные. Эта распря, получившая название «раскол», охватила всю Русь-матушку. На старообрядцев Аввакума начались гонения масштабом почище сталинских, вплоть до смертоубийств.

Приверженцы Аввакума в поисках спасения старой веры кинулись на северные земли, включая Олонию. При появлении духовных врагов они сжигали себя в скитах и храмах. Самый страшный такой «пал» произошел в 1672 году в Пелеостровском ските, расположенном в Повенецкой губе Онежского озера, где 2700 староверов совершили акт самосожжения.

Когда Петр Алексеевич прибыл на брега реки Лососинки, то раскольников в округе было пруд пруди. У них появились и сочувствующие: работяги, супротив воли согнанные на строительство пушечного завода.

А тут еще и иноземцы-иноверы, специалисты по литью орудий, пропагандировали свои догмы. Так что можно сказать, религиозно-патриотическая обстановка в регионе была далеко не стабильная. В такое вот неспокойное время и было отмечено явление старца Фаддея народу.

Таких людей, как будущий святой, на Руси называли блаженными или, попросту, юродивыми. Слова эти интересны тем, что имели противоположные значения. «Блаженный» – тот, кто блажит и тот, кто несет благость. «Юродъ» – с одной стороны – дурак, безумный, а с другой – намеренно старающийся им прикинуться. В общем, сам себе на уме. Кем был Фаддей – знает только Господь Бог.

Били, поносили, но уважали

Современники старца отмечали, что родом юродивый был из Олонии и жил в лесу «по реке Лососинке, на Древлянских горах» еще задолго до появления царя. Периодически он появлялся в поселении, и очевидцы его так описывали: «Это был старец среднего роста, благообразное лицо его было обрамлено сединами. Высокое чело его от постоянных трудов было изборождено морщинами. Был он мирянин, но уже преуспел в добронравном житии. Подражая многим великим христианским подвижникам, для умерщвления плоти носил Фаддей под темной свиткой жесткую власяницу и вериги с железным крестом на груди.

Жил он в уединении, постоянно занятый трудом и молитвой, употреблял одну постную пищу, и то лишь настолько, чтобы поддержать жизнь. И посему Господь именно Фаддея призвал просветить разнородную духовно скудную среду рабочих Петровских заводов и даже преподать наставление самому императору».

Отшельник выходил к соплеменникам, а еще при нем был тяжелый железный посох. Дело в том, что в те времена, впрочем, как и сейчас, «угнетаемые тяжелым трудом и впечатлениями суроваго края насельники слободы в дни отдыха искали забвения в вине и разгуле. Против того и другого восставал строгим обличителем правдивый старик». И нередко случалось, что поддавшие мужики и девки лупцевали Фаддея свирепо и самозабвенно. Он поначалу отмахивался от иродов своей железякой, а потом стал смиренно терпеть наносимые ему побои. И вот летописец продолжает: «Его били, поносили, но слушали и уважали – он воспитывал массу; для всего пестрого состава людей из разных мест и веры стал учителем».

Вот и возникает еще вопрос: а кто по вере был сам старец Фаддей? Исследователи разных периодов не дают точного ответа. Его современники говорили, «раскольники хотели бы считать его исключительно своим молитвенником». Поздние богословы утверждали, что «в слободе часто приступали к Фаддею сектанты с разговорами о вере, на что он неизменно отвечал им чтением Символа Веры, спрашивая, так ли они его понимают, а когда получал лукавые ответы, от дальнейших приставаний оборонялся своим посохом». А нынешние клирики прямо-таки по-партийному режут свою правду-матку: «Будучи верным сыном Православной Церкви...»

Поэтому, читатели – верующие и атеисты: давайте считать Фаддея просто христианским миротворцем. Ибо сказано о нем в анналах истории: «Но отречься от старца нет сил: он своей сильной душой сросся с крепкими духом раскольниками, и смолкают на устах последних анафемы против православнаго храма, за порогом которого каждую службу молится смиренный Фаддей. Таким образом, в распрях по вопросам веры блаженный Фаддей явился целебным бальзамом: он помогал своим вещим и любвеобильным словом каждому, взыскующему его, не справляясь, в каком храме он молится».

Но блаженный ко всему прочему считался и юродивым со всеми вытекающими последствиями. Институт юродивых на Руси был широко распространен. В каждой деревушке был свой дурачок, которого жалели и побаивались, кормили и прогоняли от греха подальше. И иной раз, за всей своей придурью, юродивый вдруг, впадая в некий транс, изрекал пророчества. Документы не сохранили конкретных свидетельств того, как входил в это состояние Фаддей. Но так или иначе некоторые его пророчества сбылись.

Читайте далее: "История встречи Фаддея Блаженного с императором Петром"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 17 февраля 2016

Заголовок в газете: Собственный петрозаводский святой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру