Раскрыты подробности многолетнего мошенничества в Централизованной бухгалтерии Сегежского района

Руководство муниципального учреждения несколько лет обворовывало район, а власти так ничего и не узнали

Три предприимчивые дамы с помощью изящной схемы увели из казны Сегежского района и местного отделения Пенсионного фонда 5,5 млн. рублей, и еще 1,7 млн. задолжали Пенсионному фонду.

Руководство муниципального учреждения несколько лет обворовывало район, а власти так ничего и не узнали

«МК» в Карелии» неоднократно писал о нечистоплотных руководителях бюджетных учреждений, которые попадались на мошенничестве. Так, еще в 2014 году директор петрозаводской школы выдавала зарплату уборщику-«призраку»: женщина ежемесячно наведывалась к подчиненным, которые с ее подачи составляли табели учета рабочего времени на несуществующего сотрудника. В итоге положили в карман 240 с лишним тысяч бюджетных рублей. А в прошлом году на скамье подсудимых оказалась заведующая детсадом, в течение нескольких лет платившая деньги «виртуальным» работникам. Она умудрилась за казенный счет «заработать» около полутора миллионов.

Но рекорд удалось побить трем сотрудницам Централизованной бухгалтерии местного самоуправления Сегежского района. Недавно директор, бухгалтер и экономист учреждения были признаны виновными в мошенничестве с использованием служебного положения: женщины придумали очень хитрую схему, обманув десятки сотрудников в подведомственных бухгалтерии учреждениях.

Ничье мое

Евгения Прохорова (все имена и фамилии здесь и далее изменены. – Ред.) была назначена на должность директора Централизованной бухгалтерии Сегежского района еще в 2005 году. До этого она трудилась в местном Едином расчетном центре учреждений образования и успела заработать репутацию грамотного и квалифицированного сотрудника. На новом месте работы Прохорова, в том числе, должна была следить за финансовым обслуживанием трех организаций, с которыми у Централизованной бухгалтерии были заключены соответствующие договоры. Если быть более точным, то учреждение доводило казенные деньги до Центра социального обслуживания граждан и инвалидов, Центра социальной помощи семье и детям, а также до Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

По Уставу бухгалтерии Прохорова руководила «на основах единоначалия» и была ответственна за полноту бухгалтерского учета и всю необходимую отчетность. Как выяснилось позже, своим «единоначалием» она воспользовалась в полной мере.

В 2008-2009 годах в подчинение директора попали Ирина Дружинина и Екатерина Волкова. Первая со временем дослужилась до должности главного бухгалтера учреждения, вторая же устроилась экономистом. Фактически у женщин в руках оказались все необходимые финансовые и бухгалтерские документы, имеющие отношение к деньгам учредителя – администрации района, – которые в дальнейшем шли на зарплаты сотрудникам подведомственных бухгалтерии социальных учреждений.

Как следует из обвинительного заключения, организовать аферу взялась Прохорова. Именно она в 2009 году предложила Дружининой и Волковой заняться махинациями с бюджетными деньгами, поручив оформлять фиктивные платежные ведомости, с помощью которых можно было получать сэкономленные бюджетные деньги. Надо сказать, что аферу женщины выстроили очень хитро: выяснить, чьи именно деньги утекли в карман директора, бухгалтера и экономиста, было практически невозможно. Прежде всего, потому, что деньги конкретным работникам и не предназначались.

Спетая команда

Схема получения денег, по большому счету, была проста и по-своему изысканна. Экономист готовила справки по зарплатам и другим выплатам, на основании которых бухгалтер составляла соответствующую заявку. Документ подписывался и отправлялся в казначейство, после чего оставалось лишь забрать там наличность, отнести ее в кассу, а затем получить деньги за сотрудников. Те понятия не имели, что их используют – подписи в ведомостях подделывались.

«Левые» отчисления можно было сделать за счет имеющейся экономии в соцучреждениях – например, кое-где имелись вакантные места, включенные в лимиты бюджетных средств.

– Где-то в 2009-2010 годах, точно не помню, мы поговорили и решили, что можно получить дополнительные деньги за счет «левых» начислений в подведомственных учреждениях, – говорит в показаниях Прохорова. – Решили, что Волкова все рассчитает в бухгалтерской электронной программе, а потом подготовит ведомость с начислениями, в которой Дружинина подделает подпись и в итоге получит в кассе деньги. Средства мы делили на троих, я брала себе больше остальных.

Карта бита

Свои первые махинации женщины проворачивали очень осторожно и редко, под конец финансового года. Однако затем осмелели. До 2013 года они присвоили более полутора миллионов рублей по нескольким десяткам платежных ведомостей. А после вошли во вкус: навострились начислять деньги ежемесячно. Экономист делала незаконные расчеты и справки, бухгалтер на их основании составляла платежное поручение в казначейство, откуда в итоге и приходили деньги. Правда, троица была вынуждена чуть изменить схему, потому как бухгалтерия перешла на «виртуальные» деньги. Зарплаты стали начисляться на банковские карточки, и женщины решили больше с кассой не связываться.

– Мы решили делать «левые» начисления на банковские карты, но я попросила данные своей карты не использовать, так как ежегодно по закону отчитывалась о своих доходах, – поясняла Прохорова следователям. – Поэтому деньги шли на карту моей матери, а также Волковой и Дружининой, которые потом передавали мне.

С этого момента имеющаяся экономия от лимитов бюджетных средств стала распределяться по банковским картам знакомых и родственников. Формально сэкономленные деньги начислялись сотрудникам подведомственных соцучреждений, но фактически уходили на другие счета, поскольку в бухгалтерскую программу вносились реквизиты о карточках других получателей.

Что важно, этими карточками сами владельцы не пользовались: к примеру, пожилая мать Прохоровой предпочитала, чтобы за ее финансами следила дочь. Поэтому вопросов о каких-то странных лишних деньгах на счете возникнуть не могло.

Должны будут

Бесконечно такая афера все-таки продолжаться не могла. По нашей информации, некий источник к 2015 году все же сообщил о происходящем в ФСБ. Женщин взяли «в разработку», а в феврале контрольно-счетный комитет администрации Сегежского района параллельно устроил проверку финансово-хозяйственной деятельности Централизованной бухгалтерии. В итоге аудиторы обнаружили необоснованное начисление заработной платы «лицам, не состоящим в трудовых отношениях в обслуживаемых указанным учреждением социальных учреждений района». Оперативники, в свою очередь, посетили саму бухгалтерию, изъяв множество документов и исследовав содержимое рабочих компьютеров.

– Подозреваемые сразу же дали признательные показания и не отрицали свою причастность к преступлению, – вспоминает Лариса Стребкова, заместитель руководителя сегежского следственного отдела карельского Следкома. – В ходе следствия были опрошены десятки свидетелей, проведены бухгалтерские и почерковедческие экспертизы, которые в итоге доказали факт мошенничества.

Суд не занял много времени: дело рассматривалось в особом порядке, без исследования доказательств. Прохорова, Дружинина и Волкова отделались практически легким испугом, получив по три с половиной года лишения свободы условно. В зачет подсудимым пошли явки с повинной и помощь следствию, а также наличие на иждивении малолетних детей.

Тем не менее присвоенные деньги им, скорее всего, придется вернуть. Как уточнила Лариса Стребкова, администрация района в гражданском порядке будет взыскивать полученный ущерб в 5,5 с лишним миллиона рублей, а также незаконно перечисленные страховые взносы в Пенсионный фонд в размере более 1,7 миллиона рублей.

Оставалось непонятным, почему многолетние хищения вскрылись совсем недавно, хотя контролировать траты бюджетных средств учредитель должен скрупулезно. «МК» в Карелии» попытался получить комментарии по этому скандалу от сегежских чиновников, и, в частности, от главы администрации Сегежи Игоря Векслера (а он, к слову, проходил свидетелем по этому уголовному делу). Поговорить не удалось: в приемной мэра нам сообщили, что по этому поводу он общаться не желает. Это объяснимо: по информации нашего источника, раскрыть дело удалось не с помощью аудита, устроенного местными властями, а исключительно благодаря следственным действиям и оперативно-розыскным мероприятиям, которые стали следствием анонимного сообщения о финансовом беспределе.

P.S. К слову, женщины среди карельских следователей попадаются чрезвычайно редко, и наша беседа с Ларисой Стребковой была больше исключением, чем правилом. По информации пресс-службы Следкома республики, в ведомстве трудятся всего шесть женщин, а наша собеседница и вовсе призналась, что стала первой сотрудницей, устроившейся на работу в далеком 2011 году. По ее словам, прекрасную половину человечества в коллективе особенно ценят, да и женщины подчас успешнее мужчин справляются со своими обязанностями, поскольку некоторые участники уголовных дел предпочтут разговаривать именно с женщиной.

«МК» в Карелии» присоединяется к сотрудникам регионального Следкома и поздравляет всех следователей в юбках с 8 Марта!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2016

Заголовок в газете: Сэкономили в карман

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру