Политшахматы: Как в Петрозаводске прошло телевизионное политическое ток-шоу

На первый взгляд программа «Прямой разговор», вышедшая в эфир на одном из карельских телеканалов, к политшахматам не имела никакого отношения

Как было заявлено задумавшими программу мастаками, это было ток-шоу, то есть информационно-развлекательная телепередача. Жанр редкий для карельского телевидения, а потому интересный, ведь он предполагает обязательное присутствие в студии не только ведущего и приглашенных участников, но и зрителей из народа. Так все и было, однако некоторые нюансы столь назойливо лезли в глаза, что с самого начала стало ясно – это именно политшахматная партия, разыгрываемая публично. А потому, пожалуй, она заслуживает того, чтобы разобрать ее по клеточкам.

На первый взгляд программа «Прямой разговор», вышедшая в эфир на одном из карельских телеканалов, к политшахматам не имела никакого отношения
Задумка интересная - содержание пока хромает. Фото: Виталий Голубев

Смотрите, кто пришел!

Взять хотя бы состав участников: депутат Законодательного Собрания Карелии Ольга Шмаеник, заслуженный врач России и Карелии Андрей Гравов, эксперт Общероссийского народного фронта Григорий Фандеев и заместитель руководителя Фонда капитального ремонта Михаил Баранов. Вроде бы под определение «политшахматная фигура» попадает только Ольга Шмаеник, остальные – достаточно известные, но не играющие в политические игры люди. Но копни поглубже – и сразу становится ясно, что все они – бывшие слоны, ладьи и ферзи карельских политшахмат. Андрей Гравов, к примеру, был в прошлом депутатом и Петросовета (2000-2002 гг.), и парламента (2002-2006 гг.). Григорий Фандеев – депутат Петросовета (2004-2006 гг.), депутат ЗС РК (2006-2011 гг.). Михаил Баранов – депутат ЗС РК (1998-2002 гг.), глава местного самоуправления Муезерского района (2002-2006 гг.).

Да и покинув свои выборные должности, данные персонажи не оставляли попыток вновь пройти в ферзи или, на худой конец, в ладьи карельской политики. Андрей Гравов регистрировался кандидатом в депутаты парламента IV созыва, а Григорий Фандеев и Михаил Баранов стремились попасть туда же в 2011 году, но не повезло всем троим. Кстати, и в 2013 году Фандеев с Барановым засветились в одном списке кандидатов на мэра Петрозаводска. Так что у всех налицо явное стремление участвовать в политшахматных играх.

Ну и кто же в таком случае принял участие в ток-шоу «Прямой разговор» – эксперт, врач, зам. директора  – или нынешние и бывшие политшахматные фигуры, имеющие желание и амбиции сразиться в выборном турнире-2016? С 90-процентной долей вероятности можно утверждать, что верно второе (10 процентов следует оставить на непредвиденные ситуации). И вот что можно сказать еще: несмотря на «разноцветное» прошлое названных фигур, они теперь идут под флагом триколор, то есть «Единой России». И сражаться на дебатах и праймериз, который пройдет 22 мая,  им предстоит с соратниками,  сподвижниками, однопартийцами.

Допущенный «зевок»

А что же другие участники «Прямого разговора», они тоже фигуры большой игры? Если говорить о ведущей программы Татьяне Соколовой, то однозначно – да. Последнее время, правда, она не выходила в телеэфир, перейдя в разряд руководителей, но в «катанандовские» времена частенько светилась на экране с политшахматным королем республики, задавая ему вопросы. Помнится, передача даже была такая «Прямая связь». Чуете преемственность: «Прямая связь» и «Прямой разговор»? Верно все-таки говорят: все новое – это хорошо забытое старое. Впрочем, правила игры меняются незначительно, и как знать – может, и прежде разыгранные партии удастся повторить.

А вот приглашенные в студию зрители, похоже, исполняли роль бессловесных пешек. Вся их задача – кстати, выполненная – сводилась лишь к тому, чтобы аплодировать в нужный момент выступающим. И, судя по их неулыбчивым лицам, такая роль им вовсе не понравилась.

А ведь среди них был замечен Дмитрий Данильев – председатель Ассоциации ТСЖ и ЖСК Республики Карелия, то есть спец в ЖКХ, и уж он-то мог бы внести остроты в отрепетированную дискуссию о проблемах расселения аварийного жилья, благо он знает о них не понаслышке. Но увы, он не бывший и не нынешний депутат, а потому задать вопрос ему не дали. «Зевнули», одним словом, хорошую возможность оживить программу и усилить свою позицию.

Верю – не верю

Теперь о сути «Прямого разговора». Говорили ведущая и приглашенные политшахматные фигуры (пешки-зрители в расчет не принимались) об аварийном жилье. Точнее, о срыве программы по переселению жителей Карелии из аварийных домов во вновь построенные. Тема более чем острая, не зря же Александр Худилайнен получил выговор от Владимира Путина и, в свою очередь, отправил в отставку все карельское правительство. И Татьяна Соколова, начиная ток-шоу, так сформулировала свой первый вопрос, адресованный Ольге Шмаеник:

– Если вы скажете, что виновато во всем правительство и подрядчики, которые сегодня не выполнили свои обязательства, извините, пожалуйста, я вам не поверю. Ваше мнение на эту тему?

Мнение Ольги Шмаеник было однозначным: виноваты и правительство, и подрядчики. Правда, она добавила в этот ряд еще несовершенство закона о закупках, который позволяет недобросовестным подрядчикам брать государственные подряды, и органы местного самоуправления, которые в ряде случаев не вовремя выделяли землю под строительство домов или выделяли ее, мягко скажем, в неудачных местах.

Поверила или не поверила ведущая в вину правительства и подрядчиков, осталось за кадром. Но она не прервала Ольгу Шмаеник гневно: «Я вам не верю!». Хотя такой эмоциональный порыв, даже основанный на каких-то сомнительных задумках, мог бы сразу вывести ток-шоу из полусонного состояния и добавить в него перчику. Но телеигра пошла по заранее написанному сценарию. Дежурный актуальный вопрос – почти официальный ответ. Хотя, не скроем, были попытки оживить ее. Например, вопросом Андрею Гравову насчет того, спрашивают ли врачи на приеме у больных, в каком доме они проживают, и влияет ли проживание в аварийном доме на здоровье людей. Вам интересен ответ? Тогда посмотрите передачу, приводить все ответы в нашем обзоре не стоит, задача другая. 

А вот мнение Андрея Гравова насчет работы парламента Карелии было интересным для любителей политшахмат:

– Я хотел бы обратить ваше внимание на работу Законодательного Собрания нынешнего созыва с законодательными инициативами и работой над законами. В такой сложный период, чтобы грамотно, оперативно и профессионально работать, должно быть депутатское большинство в Законодательном Собрании. Сейчас фракция «Единой России» насчитывает всего лишь 19 человек из 50. Как можно говорить об оперативной работе, о распределении полномочий… Слишком много уходит времени на поиск компромиссов, а работать над законами надо оперативно. Когда я был депутатом 3-го созыва, фракция имела большинство, мы четко отработали программу, несмотря на то, что были сложные финансовые ситуации, что нас оппозиция критиковала, мы шаг за шагом эту программу выполняли. В результате выполнили. Поэтому я считаю, что очень важно, чтобы в Законодательном Собрании присутствовало депутатское большинство, и тогда оно сможет решать сложные задачи.

Согласитесь, мнение не бесспорное, но оно четко выдает задачу, которую ставит перед собой «Единая Россия» в выборном турнире-2016 – получить большинство мандатов в парламенте. Задача амбициозная – но выполнимая ли, учитывая желание других партий тоже пробиться туда?

Подарок для соперников

Безусловно, первая попытка публично обсудить (и осудить!) свое участие (и неучастие) в решении острейшей проблемы расселения аварийного жилья – сильный политшахматный ход команды «ЕР». Такое себе может позволить только гроссмейстер. Ведь это просто подарок для конкурентов – заранее открывать всем свои домашние выборные заготовки, тем самым делая свою позицию уязвимее. Хотя… Взять хотя бы Григория Фандеева, который прямо заявил, что Общероссийский народный фронт с середины прошлого года бил в колокола по поводу расселения, точнее, не расселения «аварийки». И – заметьте! – напрямую связал «колокольный звон» с последующей отставкой правительства. Выходит, ОНФ стал сильным игроком, а не просто народным болельщиком в больших играх? Выходит – так.

И еще одно: высказывая в эфире столь жесткие оценки, ОНФ, похоже, пойдет на выборы в атакующем стиле. А значит, станет серьезным соперником тех оппозиционеров, что привыкли словесную атаку считать своим коньком. Но их атака существенно отличается от той, что приводит к мату, поставленному правительству. И это усиливает позицию «ЕР», а не ослабляет, поскольку ОНФ, как мы знаем, не политический ее противник, а, скорее, член команды, имеющий четкую задачу – выявлять слабые ходы и позиции, а также нарушения правил, допущенные действующими игроками.

Усилению позиции «ЕР» способствует и то, что актуальные проблемы буквально «разжевываются» участниками ток-шоу. То есть после него не остается «белых пятен» в обсуждаемом вопросе. Посмотрите сами «Прямой разговор» об «аварийке» (он есть в Интернете) и спросите себя: теперь мне ясно, что будет с ней дальше? Ответ, думается, будет «да» или «почти ясно». А это уже немало.

Но есть у «Прямого разговора» и слабые стороны. Во-первых, центральное телевидение уже приучило нас к тому, что ток-шоу – это разговор о серьезных проблемах с иронией и юмором. Иначе скучно получается, господа! Вспомните Жириновского: он всегда интересен, потому что эмоционален. Любая передача с его участием – это шоу. Копировать его игру, конечно, не стоит, но присмотреться к ней следует.

Во-вторых, повторюсь, было жалко смотреть на зрителей-пешек! Они были не на шоу, а в учебном классе, где политшахматные мастера демонстрируют свою игру.

В третьих, Михаил Баранов плохо вписался в программу, поскольку тема аварийного жилья не его конек. Он отвечает за капремонт, а это отдельный «прямой разговор», и не менее острый, чем состоявшийся.

Были и другие промахи, но, безусловно, все перевешивается одним – «ЕР» пошла в народ. Пусть поначалу только на экране телевизора и сикось-накось, но ведь пошла же. И накануне выборов не успехами хвастается, а пытается вести дискуссию о наболевшем. Сначала об «аварийке», затем о спорте, потом о работе и так далее. Добавит ли такая тактика плюсов команде «ЕР» – трудно пока сказать, но минусов точно не прибавит. Еще бы помоложе кого увидеть на дебатах, а не только бывших и нынешних. Считаете, что рановато им играть в большие политшахматы? А вот Арон Нимцович – крупнейший шахматист и шахматный литератор – считал иначе: «В каждом здоровом обществе есть проходная пешка». В молодежном – тоже.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 9 марта 2016

Заголовок в газете: Разговор не для всех

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру