Сколько раз проходил мимо этих чугунных бородачей, даже назначал под ними свидания. А когда появились они в нашем городе, не задумывался. Может, сразу после войны, или в 50-х годах? Оказывается, открытие состоялось по историческим меркам совсем недавно – в 1960 году, причем в честь 40-летия Карельской трудовой коммуны. В петрозаводских путеводителях об этой скульптурной группе говорят почему-то крайне неохотно, а зря. Ведь она носит гордое название – «Светочи коммунизма». Как красиво звучит! Еще сей монумент, как пишут в солидных справочниках, «…можно сравнить по аналогии с известной работой русского советского скульптора Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Раструби об этом, и все туристы будут наши.
Автором карельского монумента был скульптор Ефим Белостоцкий, тоже из «бывших», ставший одним из апологетов ленинского плана монументальной пропаганды. Он первым установил памятник вождю в Киеве в 1925 году. В тридцатых Белостоцкий начал специализироваться на двуединой ленинско-сталинской теме, то есть ваять вождей вдвоем. Его скульптура «Ленин и Сталин в Горках», изображавшая их за беседой на скамеечке, была просто-таки растиражирована по всей стране.
Интересно - о чем беседуют?
Мастер пустил свое произведение на конвейер, как Генри Форд: штамповал три модификации партийных бонз на отдыхе. Когда же Хрущев развенчал культ личности Сталина, и его статуи начали сносить, со скульптурной группой Белостоцкого возник анекдотический казус: плохого Виссарионовича убирать вместе с хорошим Ильичом? Кое-где доходило до абсурда: Сталина просто выцарапывали со скамейки, и его учитель нелепо сидел в одиночестве.
В 1960 году Никита Сергеевич пообещал народу построить коммунизм за 20 лет. Для укрепления веры в светлое будущее он распорядился установить памятники красным пророкам Карлу и Фридриху. Тут и всплыл подзабытый скульптор Белостоцкий со своей скамеечкой...
Ну да бог с ним, с конъюнктурщиком. Памятник для петрозаводчан уже давно стал привычным, вписался в тень сиреневого сквера. И, конечно, об этих двух неразлучных приятелях уже давно сложены байки. Петрозаводчане представляют их гостям карельскими рунопевцами. Причем зачастую на полном серьезе. Моя интеллигентная, но аполитичная знакомая была в шоке, когда узнала, кто именно сидит на постаменте. А тинэйджеры забивают стрелку «у двух корешков». Каждому свое.
Главное – памятник никому мешает, и никто не собирается его сносить.
Очень располагающий к разговору памятник