Как Карелия на несколько лет осталась без собственных театральных фестивалей

«Онежская маска» возвращается спустя три года, но в усеченном варианте

18.03.2016 в 13:02, просмотров: 1701

В Петрозаводске снова вручат «Онежскую маску» - впервые с 2013 года. В этом году премии, присуждаемой за самые выдающиеся заслуги в области театрального искусства в Карелии, исполняется 20 лет, но сама церемония по счет будет 15-й.

Как Карелия на несколько лет осталась без собственных театральных фестивалей

Несколько лет назад было принято решение вручать "Онежскую маску" раз в два года. Оно было оправданным, поскольку к этому времени мы обзавелись целой чередой собственных театральных фестивалей. Во-первых, Международный фестиваль камерных спектаклей «Ламбушка», возрожденный в 2012 году после 7-летнего перерыва. Затем - придуманная группой энтузиастов во главе с режиссером Олегом Липовецким Независимая театральная премия «Золотая вешалка».

                         "Золотую вешалку" получает Андрей Дежонов. Фото: Максим Берштейн

Уникальный проект, созданный по задумке все того же Липовецкого - конкурс новой драматургии «Ремарка» стартовал в 2013 году. На следующий год на всех сценических площадках города прошел Международный театральный фестиваль «Молодой театр»… И это не считая привозимых к нам спектаклей – победителей всероссийской «Золотой маски», что также оформлено как фестиваль.

Для 250-тысячного Петрозаводска столько событий, мягко говоря, немало – даже с учетом того, что в нашем небольшом городе успешно работают пять театров: Музыкальный, Национальный, «Творческая мастерская», негосударственный авторский «Ad Liberum» и Театр кукол. Потому и было принято в недрах республиканского Министерства культуры решение фестивали чередовать: один год – «Онежская маска», второй – «Золотая вешалка»… Все пошло прахом, как всегда - из-за нехватки финансирования.

Первой загнулась «Ламбушка»: в 2012-м российский Минкульт гранта не дал, а на выделенные карельским профильным министерством 600 тысяч ничего выдающегося в Петрозаводск привезти не удалось. Больше, видимо, решили не рисковать.

Затем нарушилась очередность. В 2014 году провели «Золотую вешалку» - с огромным успехом, - а в 2015 ее и готовить не стали, поскольку рассчитывали на «Онежскую маску». А та не состоялась, без объяснения причин.

С «Ремаркой» получилось просто обидно. В 2013-14 годах организатором выделялись сравнительно небольшие казенные деньги – 70 тысяч рублей – на накладные расходы – проезд, проживание, питание, дипломы и т.д. Остальное давали спонсоры.

 Олег Липовецкий. Фото: Максим Берштейн

В прошлом году в бюджетном финансировании было отказано с парадоксальной формулировкой: в связи с изменением культурных приоритетов. Учитывая, что в 2015-м у нас уже не было ни «Ламбушки», ни «Онежской маски», ни «Золотой вешалки» - на что поменялись приоритеты?..

                         Победитель первой "Ремарки" Юрий Лугин. Фото: Юлия Утышева

Но самый болезненный удар «Ремарке» был нанесен со стороны непосредственно карельских театров. Если кто не в курсе: основой финала конкурса являются читки пьес. Делают это профессиональные актеры, для чего им необходимо провести несколько репетиций. Как рассказал нам Олег Липовецкий, за несколько месяцев до конкурса он разослал письма руководителям театров с просьбой дать артистам такую возможность – найти место в графике. Театры отказались. В результате в прошлом году фестиваль переехал в Вологду, а в этом будет проходить сразу в двух городах – Питере и Казани.

Лирическое отступление: театральные читки как ответвление конкурса «Ремарка» в Петрозаводске стали отдельным культурным явлением. Проект опять-таки неугомонного Липовецкого «Не то» - это одноразовые ночные (!) читки пьес, которые не идут в театрах.

                         Ночная читка в "Агрикалче". Фото: Николай Смирнов

В исполнении карельских артистов они проходят в руководимом Натальей Ермолиной и Светланой Кольчуриной городском клубе интеллектуалов  - арт-пространстве «Agriculture club». Об успехе начинания можно сказать только одно: здесь официально есть стоячие места, сидеть уже негде. 

И вот, свершилось: 28 марта на сцене Театра кукол Республики Карелия состоится церемония награждения лауреатов "Онежской маски". Как сообщает пресс-служба карельского Союза театральных деятелей конкурс проводится по итогам театральных сезонов 2012/2013 и 2013/2014 годов. Но в этот раз будут оцениваться только актёрские работы. В состав жюри входят актёры, театроведы и театральные обозреватели Петрозаводска. Актерские работы будут представлены в десяти номинациях. Шесть основных: «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль второго плана», «Дебют», «Лучшая роль в спектакле для детей»; и четыре специальных номинации: «Премия критиков» от Секции театральных критиков СТД Карелии, «За честь и достоинство» от Правления Союза театральных деятелей Карелии, «За преданность театру» от Совета директоров театров, «Форс-мажор» от жюри "Онежской маски".

Не обойдется, конечно, и без капустника. Театралы заверяют, что на церемонии будут представлены творческие номера от всех пяти театров города, соединённых в интереснейшее театральное зрелище.

Не останется в стороне от профессионального праздника и Музыкальный театр: 27 марта  он впервые примет на своей сцене клуб «Что? Где? Когда?».  Игра будет тематической – все вопросы будут посвящены театральному искусству. Соревноваться будут три команды – две команды городского клуба «Что? Где? Когда?» и сборная служителей искусства. Музыкальные паузы будут «живыми», а основу призового фонда составят билеты на лучшие спектакли. 

В это же время в  главном фойе театра откроется  выставка «Мир одной оперы», в которой будут представлены костюмы, маски и реквизит последней оперной премьеры – «Волшебной флейты» Моцарта.

                        Выставка пройдет прямо в фойе. Фото: пресс-служба Музыкального театра

А закончится праздник оперой «Кармен». Кстати, в День театра с 10 до 18 часов билеты почти на все спектакли апрельской и майской афиши Музыкального театра можно будет купить в кассе за 50 процентов стоимости.

Все это внесет приятное разнообразие в существующие у нас проекты – ночные читки да периодические «Ночи в театре» и «Ночи искусств». Это пока все из «внеурочной» деятельности, что на сегодня может предложить зрителю петрозаводская Мельпомена. А потребность, между тем, никуда не исчезла, она явно нарастает. Карельский зритель по-хорошему избаловался, его вкус отточился - он требует новизны, профессиональной театральной критики, конкурсов, премий. А у нас сплошные «ночи» - все в темноте да в темноте…  

Похоже, что у карельского Минкульта снова поменялись приоритеты - на этот раз в нужную сторону. Будем надеяться, фестивально-конкурсная жизнь выйдет из тени.


|