Что даст местным товаропроизводителям бренд «Сделано в Карелии»

Торговым сетям предлагается брать карельские продукты под новым "соусом"

В Карелии начата работа по созданию программы продвижения продукции местных товаропроизводителей. Ранее неоднократно предпринимаемые попытки укоренить бренд «Сделано в Карелии» оканчивались провалом. Но теперь, хотя возможность повторения неудачи не исключается, все должно пойти лучше.

Торговым сетям предлагается брать карельские продукты под новым "соусом"
Пока карельские товары продаются в основном в специализированных магазинах

Картинка – потом

Как на правительственном брифинге рассказал заместитель республиканского премьера Юрий Савельев, ранее все ограничивалось исключительно созданием бренда. Сейчас речь идет о разработке обширной программы, в которую войдет масса мероприятий. Примечательно, что мероприятия эти не взяты, что называется, с потолка. Все идеи принадлежат самим фермерам и производителям. Одно из стратегических направлений, которые выбраны в Карелии в рамках внедрения проектного управления, напрямую касается именно поддержки местных товаров и продвижения их на рынках. 

Определены и направления, в которых будет работать программа. Речь идет о совершенствовании мер господдержки, взаимодействии с торговыми сетями, снижении административных издержек при выходе на новые рынки, а также – создании непосредственного торгового знака «Сделано в Карелии». Как именно будут маркироваться товары, пока не известно. В принципе, в распоряжении министерства экономического развития и промышленности Карелии, которое будет курировать бренд, есть наработки, в том числе, Минсельхоза республики, проводившего некоторое время назад соответствующий конкурс.

Но «картинка» бренда – вещь хотя и значимая, но не судьбоносная. Судьбоносными оказываются совершенно другие явления. Так, например, планируется создание регионального оператора, который будет перекупать у мелких производителей продукт и поставлять его в торговые сети и магазины большими партиями.

Еще один оператор?

Одно из препятствий, на которое постоянно натыкаются наши фермеры, пытаясь пробиться на рынки ритейлеров, – нежелание последних иметь дело с «мелочью», то есть с небольшими объемами продукции. Торговым сетям важно не только качество, но и количество. Оператор (впрочем, по словам Савельева, операторов может быть несколько, в том числе работающих на конкурентных условиях), собрав по разным фермам крупную партию, к примеру, картофеля одного сорта, сможет выгодно перепродать продукт сетям.

Кто выступит в качестве промежуточного звена между закромами и прилавками, еще предстоит решить. Возможно, это будет ассоциация фермеров региона (которая сейчас, правда, находится на стадии создания), возможно, Корпорация развития Карелии, возможно, какая-то коммерческая структура. Савельев пообещал, что выбирать оператора тоже будут сообща, вместе с самими производителями.

Сетевики, кстати, имея дело с теми регионами, в которых уже созданы подобные бренды, часто готовы отступать от корпоративных стандартов выкладки товаров и прочего. В магазинах некоторых сетей ради местных производителей открывают всевозможные «уголки фермера». Ритейлеры заинтересованы и в том, чтобы наладить взаимовыгодные отношения с производителями из Карелии.

В списке задач, поставленных программой, – снижение административной нагрузки при выходе на новые рынки, а также решение вопроса создания сети малоформатной торговли – со своими требованиями и условиями. В зачаточном состоянии такие сети в республике есть. К примеру, магазины кооператива «Семейный капитал», который работает с карельскими фермерами. Но этого явно недостаточно, хотя бы потому, что площади не позволяют кооперативу разместить на прилавках всех желающих.

А судьи кто?

Всем подряд присваивать торговый знак «Сделано в Карелии» не будут: это своего рода привилегия. Для того, чтобы получить вожделенные преференции, производителям придется доказать соответствие товара стандартам качества, а также использовать местное сырье для производства.

Разрабатывать требования, по словам вице-премьера, будут тоже сообща, привлекая самих фермеров и бизнес-ассоциации.

– Никто не заинтересован ни в слишком жестких, ни в слишком мягких требованиях, – заметил Юрий Владимирович. – Для различных групп товаров эти требования будут различными.

Под стяг «Сделано в Карелии» пригласят не только фермеров, занимающихся продуктами питания, но и представителей прочих отраслей производства, от изготовления пиломатериалов до производства «сувенирки». Упор будет сделан на мелких производителей, которым трудно пробиться на рынок без помощи. Это будет инструмент согласования интересов торговых сетей и производителей.

Сыр из мышеловки

Финансовые вопросы действия программы пока не проработаны, что не удивляет. Тем не менее Савельев пообещал, что если на мероприятия и потребуются деньги из казны региона, то самые небольшие. Хотя лучше, конечно, обойтись вообще без бюджетных рублей.

Тем не менее вице-премьер напомнил, где сыр можно получить бесплатно. Если за программу поддержки не заплатят сами производители, за нее заплатит республика. Впрочем, бизнесмены видят выгоды, поэтому готовы оплатить все, что потребуется.

Выгода в работе нового бренда есть, и несомненная – для тех, кому удастся получить желанное членство в клубе «Сделано в Карелии». Во-первых, новые рынки сбыта. Все торговые сети, все магазины, готовые работать с брендом, будут включены в особый реестр, который будет доступен товаропроизводителям. Во-вторых, затраты на брендирование окупятся экономией на рекламе и маркетинге: тратиться, чтобы доказать превосходство над конкурентами, не понадобится – место на прилавке или витрине уже есть. Причем не только в Карелии, но и в других регионах.

Несмотря на то, что до светлого дня, когда потребителям больше не придется выискивать местные продукты в карельских магазинах, еще далеко (все-таки концепция программы еще не доработана), есть все основания полагать, что непростое, но, безусловно, благородное дело продвижения карельских товаров наконец сдвинулось с мертвой точки.

Теперь, резюмировал Юрий Савельев, главное – не останавливаться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 1 июня 2016

Заголовок в газете: Клуб по бизнес-интересам