Как в Петрозаводске проходило становление советского кино

Между революцией и послевоенным подъемом кинематограф в Карелии сделал качественный скачок. Часть вторая

Владимир Ленин хорошо понимал, что учить массы грамоте – дело долгое, поэтому и выкинул лозунг о том, что кино должно стать самым массовым пролетарским искусством.

Между революцией и послевоенным подъемом кинематограф в Карелии сделал качественный скачок. Часть вторая
Зрительный зал кинотеатра «Триумф» в годы финской оккупации

Немой заговорил

Свое идейно выдержанное кино большевики снимать еще не научились, поэтому сначала широкие массы петрозаводчан смотрели дореволюционные ленты с новыми титрами. Выглядело это примерно так: вместо реплики «Графиня, я припадаю к вашим ногам!» зрители читали: «Умоляю, помогите голодающим детям Поволжья!». Кстати, деятельное участие в перелицовки старых фильмов принимали будущий король советской комедии Григорий Александров и автор «Броненосца «Потемкин» Сергей Эйзенштейн.

В 20-х годах прошлого века человечество вплотную подошло к созданию звукового кинематографа. Первый западный полнометражный звуковой фильм «Певец из джаза» был показан в 1927 году, а в октябре 1929-го в Ленинграде открылся первый в СССР звуковой кинотеатр. Премьерой стала лента - ну, конечно, не про любовь - «План великих работ»: запись выступления министра просвещения тов. Луначарского о значимости для пролетариата звуковых фильмов.

В Петрозаводск звуковой фильм пришел на смену «Великому Немому» 8 февраля 1932 года. Эта была сейчас уже окончательно канувшая в Лету картина «Златые горы», созданная Сергеем Юткевичем в 1931 году. В газете «Красная Карелия» она была обозначена как «историко-революционный фильм о росте революционного сознания рабочего, вчерашнего крестьянина, под влиянием забастовочного движения».

                   Кадр из фильма "Златые горы"

Премьера состоялась в кинотеатре «Красная звездочка», бывшем «Сатурне», зал ради такого события был, как отмечала газета, «отремонтирован и вымыт». Репортер писал: «Открытие звукового кинотеатра в Петрозаводске, столице национальной республики, не является простым событием масштаба новой премьеры. Это открытие имеет колоссальное политическое значение. Оно подтверждает правильность генеральной линии партии в деле проведения ленинской национальной политики, направленной на превращение когда-то отсталых краев и областей в передовые, высококультурные республики Советского Союза».

Красиво излагал корреспондент!

Кино и немцы

К концу 30-х годов почти во всех карельских городах появились клубы с киноаппаратурой, на экранах которых шли фильмы как патриотического содержания – «Чапаев», «Аэроград», - так и комедии, популярные и по сей день: «Веселые ребята», «Волга-Волга». Но в Петрозаводске по-прежнему, кроме маленьких заводских клубов, функционировал только один кинотеатр - «Звездочка».

В конце десятилетия, в преддверии осуществления сталинского плана создания Карело-Финской ССР на территории почти всей Скандинавии, в городе началось строительство крупных учреждений образования и культуры – двух вузов, гостиницы «Северная». Не забыли и про искусство: в 1939 году был заложен фундамент кинотеатра «Сампо» по проекту архитектора Юрия Русанова, автора «Северной». 7 ноября 1941 года, в годовщину революции, первый современный кинотеатр должен был распахнуть двери. Говорят, даже оборудование и кресла уже стояли. Но началась война, и город был оккупирован финнами.

Они назвали новенький кинотеатр «Ukko» - в честь главного бога в карело-финской мифологии, - и стали гонять там свои пропагандистские фильмы. После освобождения города кинотеатру вернули название и репертуар. Кстати, в 1956 году «Сампо» стал первым в Карелии широкоэкранным кинотеатром.

В 1948 по проекту архитектора С. Якшина началось строительство настоящего храма кино – самого крупного кинотеатра с гордым названием «Победа». На первых порах здание возводили немецкие военнопленные (может, потому оно так хорошо сохранилось?), а потом его строили всем городом, включая «фабзайцев» - учащихся фабрично-заводских училищ. Это был грандиозный проект в стиле сталинского неоклассицизма. В четырехэтажном здании размещались два зала: на первом этаже – концертный на 120 мест, над ним – главный для 600 зрителей. 1 января 1951 года состоялось открытие кинотеатра. В этот день горожане увидели фильм «Далеко от Москвы» режиссера А. Столпера о строителях нефтепровода в годы Великой Отечественной войны.

С этого момента в Петрозаводске начали массово строиться кинозалы. Это были кинотеатры «Строитель» и «Искра», а также ведомственные Дома культуры – ОТЗ, ДКЖ, ПЛМК, ДСК, ГДО (для молодежи расшифрую: тракторостроителей, железнодорожников, мебельщиков, строителей и офицеров). В 70-х годах к ним присоединились крупнейший кинокомплекс «Калевала» и ДКиТ «Машиностроитель» с шикарным зрительным залом.

Окончание следует

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Совсем другое кино

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру