Ремонт дорог в Петрозаводске окончен. Когда возьмутся за дворы?

Ремонт дорог в карельской столице стал беспрецедентным не только по размаху и финансовым вложениям, но и по контролю за его качеством

Мэр Петрозаводска Ирина Мирошник рассказала «МК» в Карелии» о том, как удалось не оставить город в огромной единой пробке, и как справились со своими задачами дорожники и контролеры. 

Ремонт дорог в карельской столице стал беспрецедентным не только по размаху и финансовым вложениям, но и по контролю за его качеством
Ремонтировал одновременно повсюду, но катастрофических "пробок" удалось избежать

Нечаянная радость
Небывалый по своей щедрости федеральный транш на ремонт дорог в Карелии воодушевил жителей республики. Особенно петрозаводчан, ведь предстояло отремонтировать дорог на 450 миллионов рублей! Для сравнения: без этих денег администрации  надо было латать дыры в асфальте лишь на собственные 30 миллионов, да республика «вложилась» - добавили еще 50, и то кредитом. Больше для лечения своих дорожных ран казна города не могла себе позволить. После получения почти полумиллиарда в качестве подарка ситуация изменилась в корне. Список ремонтируемых дорог  откорректировали, а 50 кредитных рублей от республики и вовсе решено было направить на расселение жителей из аварийного фонда.
Новый проект назвали «100 дорог», ведь такое количество магистралей в один сезон не делали давно: 48 асфальтированных и 49 грунтовых. Это около 40 процентов всех дорог карельской столицы. Получилось слегка сэкономить на торгах, что позволило добавить в список еще 4 трассы.
Где-то решено было полностью заменить полотно (например, на мостах), где-то частично. Выбор – какой дороге «что достанется» - был не простой из-за условий федерального центра. Дело в том, что 450 миллионов предстояло потратить именно на текущий ремонт дорог, а не на капитальный. Поэтому некоторые жители Петрозаводска недоумевали, что какие-то дороги остались в прежнем виде. Но это не значит, что они такими и останутся теперь навсегда, заверила Ирина Мирошник.
Народный контроль и провокация
Несмотря на гарантию, которую дают оба подрядчика на свои работы, за их действиями был самый пристальный надзор. Недремлющее око народных контролеров дало крайне положительный эффект. Специально обученные 14 человек выявляли огрехи дорожников параллельно с комитетом ЖКХ и другими специалистами. Народный контроль работал  рьяно и самоотверженно. Однажды их даже попросили «не бросаться под асфальтоукладчик при виде нарушений». Вот такие ответственные граждане оказались.

Хотя были и другие народные «специалисты». Уже весь город успел посмотреть в сети, как свежеуложенный асфальт на одной из улиц легко поднимается лопатой от края. Мэр города спокойно объяснила – это фейк. Полотно подняли там, где каток по инерции сдвинул укладываемый асфальт на край дороги, на землю. Естественно, что там никакого сцепления не может быть. Тем не менее,  на этой улице после реакции горожан в Интернете, прошло выездное совещание с участием подрядчика, контролеров и различных экспертов.  Составлен протокол и записаны все недочеты, которые будут исправлены. Но того, что показали «умельцы» в сети, конечно, исправлять смысла нет.
В целом, говорит мэр, народные контролеры со своей задачей справились. Теперь в администрации такой опыт надзора за профессионалами хотят переносить и на другие проекты.

Справились все!
Когда затевали проект «100 дорог», в мэрии сразу стали переживать за водителей. Несмотря на лето, машин в городе остается множество, часы «пик» никто не отменяет. Одним из первых заявлений было: «готовьтесь к пробкам». Но на деле все прошло куда спокойнее. Слаженная работа администрации с подрядчиком, ГИБДД и петрозаводским МВД помогла водителям «разрулить» ситуацию. Много было сделано в выходные, ночами, улицы перекрывались по специальному согласованному графику. Водителей заранее предупреждали о том, где будет работать дорожная техника, а на сайте администрации появилась интерактивная карта дорожных работ.
Справились и подрядчики. Были недочеты, но они устранялись или еще буду поправлены. А в целом, отмечает мэр, технологию не нарушали, в лужи асфальт не закатывали, поэтому и за качество спокойны. К тому же, на протяжении четырех следующих лет подрядчики будут гарантийно обслуживать «свои» асфальтовые дороги, и 1 год – гравийные.
Сегодня завершаются последние работы по проекту «100 дорог» на городских магистралях. Но дорожники оплату за свой труд еще не получили – приняты не все трассы. Это случится, когда у мэрии не будет претензий к работам, а недочеты будут  исправлены.
То, что Петрозаводск эффективно освоил большие федеральные деньги, уже очевидно. А значит, говорит Ирина Мирошник, у нас есть шансы и в 2017-ом получить очередную помощь от Москвы на ремонт дорог. Работы в Петрозаводске еще много, а разом залить весь город асфальтом, увы, невозможно. Денег на это попросту нет, пока даже в проекте бюджета. Но это не значит, что город совсем не будет заниматься ямами.
Что касается будущего года, то дополнительные средства, которые будут поступать в казну, в первую очередь пойдут на дороги и другое благоустройство. А сейчас - уже после «100 дорог» - отработали 4 небольших контракта по заделыванию самых крупных ям. О них в комитете ЖКХ узнают от кураторов района и самих горожан. Сейчас формируется новый список.
Латать ямы обещают даже зимой, в морозы, по специальной технологии «холодного асфальта». Делать это будет компания «ТехРент», которая занимается содержанием и уборкой Петрозаводска. 
Дела давно минувших лет
Помочь поправить ситуацию с городскими дорогами частично может претензионно-исковая работа. Администрация города намерена добиться исполнения своих обязательств от семи подрядчиков, которые в разное время по гарантии не обслуживали и не ремонтировали наши дороги. Их работа признана некачественной, в асфальтовом покрытии выявлены дефекты, которые не устранены. В списке 80 дорог! Кстати, самому «старому» контракту около 7 лет. Принудительно исправлять свои ошибки должны такие фирмы, как «Петропромстрой», «Петродорстрой», «Дивный град», «Онегостроймаш», ГУП РК «Мост», «Ремстройкомплект» и «Автодорстрой». Кого-то из них уже нет на рынке, кто-то банкрот, но иски им все равно будут предъявлены, заверила мэр. Это дело принципа, и администрация намерена показать и этим, и будущим подрядчикам, что нельзя просто так разбазаривать бюджетные деньги, а к своей работе надо подходить ответственно.

Ирина Мирошник говорит – денег не надо возвращать, надо ремонтировать улицы. Как подрядчики это будут делать, учитывая свое финансовое состояние (как у ГУП «Мост», например) - это их заботы. Главное, что мэрия от своих претензий и исков точно не откажется.
На фоне очевидного успеха с ремонтом автомагистралей не стоит забывать о дворовых территориях – хотя сами петрозаводчане точно не дадут об этом забыть. В местной администрации уже признали, что заняться дворами в этом году не получилось бы – не было ни средств, ни рабочих рук. Пока городские власти готовы лишь составить реестр состояния наших дворов, чтобы знать, по какому адресу какие работы предстоят. К 1 ноября  этого года сформируется программа дефектовки дворовых территорий, и в бюджет следующего года уже будут заложены деньги на ремонт асфальта во дворах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Как «закатали» миллионы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру