Что сажают, и что нужно сажать на улицах Петрозаводска

Оказывается, не каждое растение можно и нужно растить на улицах карельской столицы

Стремление петрозаводчан к восполнению зеленого покрова города превыше всяких похвал – желание украсит свой город проявлялось у нас на всем протяжении его истории. Но опыт показывает, что в любом хорошем начинании есть свои перегибы.

Оказывается, не каждое растение можно и нужно растить на улицах карельской столицы
Разнокалиберные деревья на улице Антикайнена врядли ее украсят

Когда деревья станут большими

Непродуманное усердие стали проявлять самые различные ведомства. Добро, если бы дело касалось только посадки однолетних цветов, но речь идет о формировании облика столицы Карелии на многие десятилетия. Яркий пример такой ведомственной ретивости – «Аллея МЧС» из туи, высаженной на газоне улицы Свердлова.  В результате выглядят эти растения сиротами, чуждыми окружающему ландшафту.

А на четной стороне улицы Антикайнена между улицами Гоголя и Горького высажены совершенно разнотипные и разнокалиберные деревья, как будто позабавились детишки, втыкая веточки в песочницу.

Александр Крышень, директор Института леса Карельского научного центра РАН:

– Петрозаводск – уникальный во всех отношениях город: разноуровневый, но со всех своих точек спускающийся к Онего. Две реки с интересными перепадами воды, окружающий его лес. Все это богатство надо было использовать при разработке генерального плана развития, дополняя рукой человека уже данное природой.

Когда город стал расширяться – «уходить в лес», – то наши ученые предлагали оставлять между новыми микрорайонами «клинья» лесных массивов, разделяющие их оздоровительными зонами. Но градостроители решили ограничиться только «зелеными пятнами» во дворах – к примеру, на Кукковке. Экологический баланс был нарушен, и большинство деревьев погибло.

Если мы действительно сейчас решили сделать Петрозаводск городом-садом, то в этой работе должны участвовать не только принимающие решения экологи мэрии и горожане, с радостью сажающие все, что им дают в руки, но и архитекторы, специалисты-озеленители. Только они смогут «увидеть», как через пять, а то и двадцать лет будет выглядеть улица, район, какую перспективу откроют (а может, закроют) деревья, когда они станут большими, какая цветовая гамма их листвы предстанет в разные времена года, создавая пусть кратковременные, но живописные «полотна». По этому принципу конструировались все знаменитые сады и парки, и создавались они не экологами, а архитекторами, комплексно решавшими проблему.

Южные гости

Наша Карелия, как принято говорить – зона рискованного земледелия. Ну, не все, что нам хочется, будет расти в капризном северном климате. И наверняка у каждого садовода-любителя есть своя печальная история: сколько лет радовали яблони своими плодами, а в одну зиму вымерзли…

Высадка саженцев у нас всегда сопряжена с риском. Особенно это касается растений, привезенных из южных регионов. Организаторы новой программы озеленения тоже пошли на риск: в ходе осенних субботников были высажены растения, привезенные из Кабардино-Балкарии.

Вера Тимофеева, научный сотрудник лаборатории ландшафтной экологии Института леса КарНЦ РАН:

– К сожалению, по вопросам приживаемости тех или иных растений в условиях Севера из администрации Петрозаводска к нам никто не обращался. Привезенные деревья, а им по 7-10 лет, росли в трех тысячах километров от нас, совсем в другом климате и если они даже имеют необходимые сертификаты, то риск их гибели от перепадов температуры и влажности очень высок. Поэтому мы бы не рекомендовали такую массовую посадку остролистных кленов, как это было сделано на проспекте Александра Невского. Случись неблагоприятные метеоусловия, и весь проспект в одночасье остался бы с мертвыми деревьями.

Еще пример – маньчжурский орех, высаженный на Студенческом бульваре. Это красивое растение не любит холода, особенно ранних осенних заморозков, и, как показывает опыт, 15 градусов мороза для него уже кризисное испытание.

Перефразируя известное выражение, можно сказать, что и озеленение не терпит суеты. Уж коли было принято решение о покупке южных растений, то высаживать их надо в небольшом количестве в виде эксперимента. А максимально использовать возможности близлежащих питомников – в Ленинградской области да собственных. В нашем Ботаническом саду сейчас произрастает 400 видов различных растений, и его сотрудники готовы предоставить саженцы.

Надо отдать должное организаторам программы, среди уже высаженных деревьев есть и породы, которые выращиваются в Институте леса КарНЦ РАН «в пробирке». Например, береза с ее разными декоративными формами ствола или листовой пластинки: карельская, ледяная, юнга (плакучая), далекарлийская, иволистная, краснолистная... О карельской березе мнения, правда, разделились. Одни считают это растение брендом республики, другие полагают, что оно не столь казисто, чтобы служить украшением Петрозаводска.

Лидия Ветчинникова, заведующая лабораторией лесных биотехнологий Института леса КарНЦ РАН:

– Карельская береза уникальна по своей природе: ее ареал – исключительно территории стран, окружающих Балтийское море. Наибольшее в России количество деревьев произрастает в Карелии: около двух тысяч экземпляров в дикой природе и около семи – искусственно посаженных. Для меня, побывавшей практически везде, где в мире произрастает карельская береза, она все еще остается «загадочной леди» – не такой как все ее «сестренки». Но ясно одно: человек уже более пяти столетий «охотится» на карельскую березу, в результате к настоящему времени она оказалась на грани исчезновения.

В Петрозаводске наш институт высаживал в качестве эксперимента карельскую березу еще в 80-х годах. Она нормально прижилась, но главной бедой – из-за дорогой «сувенирной» древесины – для нее стали браконьеры. Пришлось даже засекретить места расположения всех редких деревьев. Но два года назад «секрет» обернулся таким казусом: при скашивании травы у мэрии повредили молодые деревья ольхи мелкорезной, карельской и далекарлийской берез, а в Губернаторском саду по незнанию спилили далекарлийскую березу.

Но мы рады, что пришла пора явить городу эту «леди»: администрация обратилась к нам за саженцами, и карельская береза «возглавила» Аллею России в Петрозаводске, а в «День карельской березы» мы помогли высадить в пойме реки Неглинки 30 деревьев – почти половину того количества, что раньше имелось в городе.

Нынешним озеленителям я бы посоветовала использовать большее разнообразие деревьев, отдавая предпочтение не заслоняющим своей кроной солнечный свет, которого так мало в наших широтах. В северных городах были бы уместны такие «воздушные» растения, как ольха мелкорезная, далекарлийская береза, а в прибрежных парках вообще целесообразно оставлять «окна с перспективой» на онежские дали. Карельская береза, как один из символов нашей республики, также может достойно украсить наши улицы, но дальнейшее выращивание посадочного материала следует доверить специалистам. И не забывать, что нужно заботиться о каждом дереве, иначе даже самая элегантная зеленая красавица может превратиться в чудовище.

«Посевная-2016» закончилась – последние деревья высадили, когда по ночам уже властвовал морозец, и до весны есть время подумать над ошибками. Чтобы программа «100 тысяч деревьев – Петрозаводску» не привязывалась к памятным датам или юбилеям и не стала такой же абсурдной, как в старые времена «XXV съезду КПСС – 25 ударных трудовых недель!». Нам в этом городе жить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 16 ноября 2016

Заголовок в газете: Озеленение не терпит суеты. Часть вторая

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру