Оформить ОСАГО теперь можно через Интернет: благо или усложнение жизни?

Тонкости изменения в законодательстве объясняют специалисты ГИБДД

Сделать обязательное автострахование доступным и избежать навязывания дополнительных услуг – таким был лейтмотив для введения новой услуги для автовладельцев всей страны. Оформление ОСАГО в электронном виде массово доступно с 1 января этого года. Сейчас нельзя однозначно сказать, благо это или новая головная боль для населения. Но кое-какие выводы уже напрашиваются.

Тонкости изменения в законодательстве объясняют специалисты ГИБДД
Все не так страшно, если есть полис. Фото: Максим Берштейн

Изменения в правилах оформления обязательной автостраховки случились еще полтора года назад – с 1 июля 2015 года. Однако тогда мало кто начал пользоваться новой услугой, поскольку отзывов о новшестве на просторах Интернета за то время почти нет. Да и те проблемы, которые сегодня появляются при оформлении электронного ОСАГО, могли бы быть устранены на начальной стадии. А проблемы действительно есть. Форумы и сайты пестрят откликами недовольных автовладельцев. И телевизионные журналисты наперебой снимают сюжеты о тех, кто, просидев часами у компьютера, все же по старинке идут в офис страховой компании оформлять полис. 

И ладно, если такие осложнения возникают в тех регионах, где страховщики не дурят голову клиентам словами о том, что у них нет бланков и прочими надуманными, а порой откровенно фальшивыми поводами для отказа. 

По каким же причинам действительно нельзя оформить «автогражданку» через Интернет?

Во-первых, нельзя дистанционно купить полис на новый автомобиль. То есть на тот, что еще не поставлен на учет. Система при заполнении и так немалого количества сведений требует ввести государственный регистрационный знак машины. Однако все автовладельцы знают: без страховки ни одно подразделение ГИБДД машину не регистрирует.

Далее – те, кто только получил права и впервые в жизни оформляют ОСАГО, также не могут получить полис через Интернет. И еще: при смене водительских прав или фамилии не отображаются скидки. Вот, как минимум, три категории клиентов страховщиков, которым, как говорится в народе, «по-любому» нужно идти в офис продаж. 

А вот на что еще жалуются автовладельцы. В электронной анкете не всегда отображается скидка за безаварийную езду. Это специальный накопительный коэффициент, который при нынешних ценах на ОСАГО серьезно влияет на конечную стоимость полиса.

Кто-то и вовсе усмотрел в меню заявления настройки, заведомо выставленные страховой компанией. По ним уже сразу стоят «галочки» напротив пунктов дополнительного страхования. При электронном оформлении, говорят, их очень сложно заменить. То есть и здесь есть риск приобретения ненужных дополнительных услуг. 

Напортачить при заполнении реквизитов можно и самому. При этом, жалуются пользователи, внести изменения уже не получится. Придется заново заполнять заявление. А если вы сначала зарегистрируете полис и только потом обнаружите ошибку, необходимо будет – опять же лично – обращаться в офис страховой компании, писать заявление и ждать, пока внесут изменения и выдадут новый полис.

Это не весь список проблем. Почти во всех регионах замечено: сайт страховщика то не подтверждает данные о машине или владельце, то код подтверждения не принимает часами, то платеж не пропускает. Народ начал подозревать намеренность всех сбоев. Ведь самим страховым компаниям ОСАГО как продукт продажи не выгодно вообще! Есть субъекты, где, по данным РСА, убыточность по данному виду страхования составляет более 100 процентов. Потому и придумывают на местах байки об отсутствии бланков, которые загадочным образом появляются при страховании дома или квартиры. И рады бы страховщики вовсе отказаться от данной услуги (или сократить ее объем), а не могут. Вот и думают намыкавшиеся то в офисе, то у компьютера автовладельцы, что сбои на сайтах – дело рук страховых компаний.

Но есть ведь и те, кто с первого раза смог получить заветный электронный полис. И карельская Госавтоинспекция напоминает водителям, как это сделать. Вроде бы все так просто: необходимо заполнить на официальном сайте страховой компании соответствующее заявление и уплатить страховую премию с помощью банковской карты либо посредством другой электронной платежной системы (в зависимости от предоставленных возможностей на сайте). При заполнении заявления могут потребоваться данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа, свидетельства о регистрации транспортного средства, водительского удостоверения лица, допущенного к управлению машиной, а также диагностической карты (выдается после техосмотра).

В ГИБДД Карелии уточняют: если по не зависящим от вас причинам не удалось заключить договор ОСАГО в течение 30 минут с момента направления через сайт страховщика надлежащим образом оформленного заявления, можно сообщить об этом в несколько инстанций:

1. В территориальное учреждение Банка России: 185910, г. Петрозаводск, ул. Германа Титова, 10; тел. (814-2) 71-91-51; факс 71-91-82; сайт: http://www.cbr.ru/region/info/karel/contacts/;

2. В службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России (адрес: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12; электронная почта: fps@cbr.ru; телефон контактного центра: 8-800-250-40-72; сайт Банка России: www.cbr.ru);

3. В Российский союз автостраховщиков (адрес: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3; электронная почта: request@autoins.ru; телефон. 8-800-200-22-75; сайт: www.autoins.ru).

Тем, у кого все получилось, готовый полис присылается на электронную почту. Одна из рекомендаций – распечатать документ и собственноручно его подписать в специально отведенной графе. Хотя бы для того, чтобы возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД. Но это вовсе не обязательно. Достаточно знать номер электронного полиса. А проверка по специальной базе наличия у вас этого полиса возложена на самих гаишников. Как мы выяснили, и в республиканской, и в петрозаводской ГИБДД такие базы есть.

Кстати, для тех, кто еще не понял: электронный вариант ОСАГО и бумажный абсолютно равнозначны! И по цене не должны отличаться. Но электронный вариант не обменивается на бумажный. Хотите иметь в прежнем виде – идите оформлять в офис страховщика. Так же, как и с любыми вопросами и проблемами, коих, как мы увидели, немало. 

Будем надеяться, что это лишь рабочие недочеты, которые оперативно будут исправляться ответственными системными администраторами. И вовсе не отговариваем от получения ОСАГО новым путем. Дерзайте и идите в ногу со временем!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 18 января 2017

Заголовок в газете: «Интернет-ОСАГО»: благо или усложнение жизни?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру