Жителей маленького карельского поселка принуждают платить за отсутствие тепла

Суд встал на сторону теплоснабжающей организации не смотря на то, что батарей в квартирах сельчан просто нет

Представьте себе, что вы заходите в ресторан, садитесь за столик и долго ждете официанта. Тот не приходит, раздражившись от души, вы в сердцах пытаетесь уйти… Но не тут-то было: на выходе вас не только не выпускают, но еще и предъявляют не хилый счет. За что?! – возмущаетесь вы. Вам объясняют: еда была готова и именно за это вы должны кухне.

- Но я ее не ел! – пытаетесь вы вразумить сотрудников ресторана.

- Так и что? Мы-то ее готовили, а уж то, что она так и не оказалась на вашем столе, нас не касается.

Бред какой-то, подумаете вы. Ан нет, это – материалы реального дела, которое сейчас  рассматривается в суде. Чтобы за сухим юридическим языком не исчезла абсурдность происходящего, позволю себе иногда изъясняться терминами аналогии с этим весьма предприимчивым рестораном. 

Суд встал на сторону теплоснабжающей организации не смотря на то, что батарей в квартирах сельчан просто нет
Так отапливаются ответчики

Бред какой-то, подумаете вы. Ан нет, это – материалы реального дела, которое сейчас рассматривается в суде. Чтобы за сухим юридическим языком не исчезла абсурдность происходящего, позволю себе иногда проводить аналогии с ресторанным скандалом. 

Сидя на обогревателе

В забытом богом поселке Энгозеро, что в Беломорском районе, есть несколько многоквартирных домов, которые подключены к котельной. Что такое котельные в таких небольших поселках – песня отдельная. Ограничимся показаниями местных жителей, которые могут рассказать о ней все.

«Мы начали отсоединяться от центрального отопления в начале 2000-х годов, в итоге в последующие годы отсоединилось 38 квартир. Здание котельной было построено в 1965 году. Она обеспечивала теплом и горячей водой интернат – двухэтажное кирпичное здание. В 1970 году к системе теплоснабжения был подключен детский садик, спустя четыре года – еще три дома по 12 квартир. За это время реконструкции в котельной не было, она работала на двух котлах «Универсал». В 1988-90 годах построили в поселке еще 4 дома на 30 квартир общей сложностью. В этих же годах к школе-интернату пристроили еще одно крыло и спортзал, детский сад «прирос» вторым зданием. В котельную в связи с увеличившимся объемом потребления поставили еще 2 котла того же типа, но ситуацию в целом это не исправило: мощностей не хватало для качественного обслуживания…»

В коротком пересказе звучит не очень пугающе. На деле же нехватка мощностей обернулась собачьим холодом как в квартирах, так и в детском саду и интернате. По быстро меняющимся законам котельную в 1998 году приняли в муниципальную собственность, а вот сети в собственность не принимали. То бишь, ресторанная кухня обрела шеф-повара и персонал, а вот официантов на работу не взяли.

– Ее состояние и тогда было не ахти, а сейчас и вообще плачевное… – вспоминают недобрым словом отопительную систему жители Энгозера.

Местная администрация, на балансе которой отныне числилась котельная, пыталась что-то «порешать». Естественно, ничего, кроме прекращения подачи горячей воды, в голову чиновникам не пришло. Так из обслуживаемого фонда пропала горячая вода.

– С каждым годом ситуация становилась все хуже, – говорит жительница поселка Надежда Шидловская. – Нам приходилось буквально сидеть на обогревателях.

Тарифы же на «поставляемое» тепло все росли. Детсад перешел на автономное отопление в 2008 году, там установили бойлер. Решить таким же образом проблему в жилых домах люди просто не могли. И они решили действовать иначе.

«Мы пойдем другим путем»

В начале 2000-х отопительные сезоны стали кошмаром для населения. По уверениям местных жителей, температура в квартирах опускалась до отрицательных величин. Из-за влажности стала появляться плесень. Естественно, люди составляли температурные акты, писали коллективные жалобы во всевозможные инстанции. Смысл всех ответов был один: ничем вам помочь не можем. И народ решил: надо отсоединяться от центрального отопления. Очень быстро это движение набрало силу.

– Мы фиксировали отсоединения актами, – уверяют жители многострадальных домов. – Акты подписывала мастер участка Г. А. Суравнева. Были эти документы в единственном экземпляре.

Наступила в Энгозере относительно «теплая» пятилетка: в квартирах появились обогреватели, в квитанциях исчезла строка «отопление» – его жителям отсоединившихся квартир не проставляло ни предприятие ООО ПКС «Сервис», ни ЖЭУ-2, ни другие поставщики тепла, которые брали котельную в аренду у муниципалитета. С 2007 года дома вообще никто не обслуживал. И тут наступил год 2015-й, когда котельная вновь поменяла хозяина.

…И грянул «Карелэнергоресурс»

Эта весьма профессиональная организация первым делом решила вернуть в квитанции строку «отопление».

– За октябрь 2015 года я получаю квитанцию, в которой значится строка «отопление», – рассказывает местная жительница Светлана Мотреску. – В месяц за двухкомнатную квартиру общей площадью 43,4 кв.м мне насчитывают по 3122 руб. 86 руб. –  по сути, за то, чем я вообще не пользуюсь, ведь в квартире с 2007 года отрезаны батареи и стоят обогреватели!

Надо сказать, квитанции приходили каким-то странно выборочным образом – не во все квартиры. Сначала люди подумали, что это ошибка, затем обратились в ПАО «ЕРЦ РК» п. Лоухи, которое по агентскому договору и начисляло плату за отопление. Внятного ответа, за что нужно платить, так и не добились. И когда третий месяц подряд стали получать счета за отопление, которым не пользуются, решили все же пойти за правдой в гарант соблюдения законности – прокуратуру.

Из коллективного письма в прокуратуру Лоухского района:

«Мы, жители благоустроенных домов п. Энгозеро, проживающие по ул.Жигалова, просим провести проверку ООО «Карелэнергоресурс», а также расчетный центр ПАО «ЕРЦ РК»… Наша жалоба состоит в том, что с октября 2015 года жильцам… стали приходить счета-извещения по услугам центрального отопления в полном объеме. Мы с этим не согласны. Дело в том, что начиная с 2005-2008 года был произведен демонтаж батарей…. На тот период времени писали заявления и составляли акты в одном экземпляре и схемы отопления в квартире, которые были предоставлены в ЖКХ п. Лоухи и расчетный отдел ЖКХ, других документов на тот момент не требовалось… На наш вопрос в расчетный центр ПАО «ЕРЦ РК» п. Лоухи и п. Чупа… нам ответили, что в 2010 году вышел закон по демонтажу централизованной системы отопления со сбором пакета документов, состоящих из 7 пунктов, о чем нас в известность никто не поставил…».

Жители, естественно, бросились за подтверждением законности произведенного демонтажа – ну хотя бы в виде тех актов, о которых сказано выше. Ответ расчетного центра п. Лоухи умиляет: при передаче дел из одной организации в другую акты (составленные в единственном экземпляре!) были утеряны. Как удобно-то! Попробовали жители поселка достучаться до фонда капремонта республики, но и там столкнулись с тем, что никому их проблемы не интересны: в том же письме в прокуратуру собственники вышеупомянутых квартир просят разобраться в том, почему Фонд капремонта вообще оказался недоступным для их запроса.

Гарант соблюдения законности в лице прокуратуры ответил в законные сроки. Через месяц коллектив растерянных подписантов из 24 квартир получил достойный ответ, где прокурор района М. В. Бондаренко разъяснил азы законодательства.

«В ходе проверки установлено, что в связи с многочисленными обращениями жильцов… 26.02.2016 ООО «Лоухские ТС» проведено техническое обследование систем теплоснабжения в жилых помещениях… По результатам обследования составлены акты, согласно которым в ряде жилых помещений отсутствуют только радиаторы системы отопления, но имеются стояки центральной системы отопления...».

Далее прокурор разъяснил, что само по себе отсутствие радиаторов, при наличии других элементов центральной системы отопления, в том числе стояков, «не может являться безусловным основанием для освобождения от несения обязанности по оплате поставляемой (потребленной) тепловой энергии».

Далее прокурор района М. В. Бондаренко посылает хозяев незадачливых квартир в суд, а заодно советует достучаться до Фонда капремонта через интернет – поискать там почтовый адрес и телефоны. В конце высшее должностное лицо прокуратуры района подытоживает: «Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».

Ожидаемая реакция

То ли свою роль сыграла жалоба в прокуратуру, то ли по другим каким причинам, но менее чем через месяц после описанных событий враз и лихо закручиваются дела судебные: «Карелэнергоресурс» подает на жалобщиков в суд. Точнее, исковые заявления о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг подает ПАО «ЕРЦ РК», собственно и начисляющее плату, в интересах обижаемого жителями поселка «Карелэнергоресурса». Иски приходят не всем: по закону жанра их получают самые активные жители, чьи подписи стоят первыми в обращениях. Обложенные со всех сторон собственники понимают, что бороться с такой круговой защитой можно лишь профессиональным путем. И одна из активисток нанимает петрозаводского юриста Дмитрия Шамина в надежде все-таки добиться справедливости. 

По совету юриста собственники квартир проводят необходимые собрания для выбора способа управления домами, подписывают и визируют все мыслимые акты, делают фото своих обогревателей и предоставляют их в суд, дабы доказать: ну не потребляют они в полном объеме тепло… Итог на данный момент плачевный, можно сказать, нулевой: все судебные иски требователей платы за отопление удовлетворены судьями Лоухского районного суда.

И не могут достучаться до сердца районных служителей Фемиды никакие возражения собственников квартир о том, что нет батарей, что нужно время для внесения в техпаспорта изменений по демонтажу – ведь  БТИ находится в Петрозаводске, что и сам «Карелэнергоресурс» не отрицает наличия тех самых первых актов за подписью мастера Г. А. Суравневой... А за это время баснословные счета так и будут множиться.

Должны и виноваты

Понятно, что судьи при вынесении вердикта руководствовались не личным восприятием, а буквой закона – в своем понимании. Вот, например, чем мотивировано решение в отношении Светланы Мостреску, которое устояло и в апелляционной инстанции.

Оказывается, Федеральным Законом «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными отопительными приборами, если имеется «осуществленное в надлежащем порядке подключение к системам теплоснабжения». Конституционный суд РФ указал, что данная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. То есть собственники не вправе отключать и демонтировать радиаторы центрального отопления «без получения в установленном жилищным законодательством порядке разрешения»: отопление в многоквартирных домах является обязательным.

А в нашем случае, сказано в определении, ответчиком самовольно произведено отключение радиаторов центрального отопления в квартире и доказательств получения разрешения на это в суд не предоставлено. Более того: Лоухский районный суд особо отметил, что демонтаж батарей не только не освобождает от оплаты коммунальных услуг, но и является основанием для привлечения хозяйки квартиры к административной ответственности!

Трактовка понятна, но почему Фемида не желает услышать вторую точку зрения? О каком «надлежащем порядке подключения» может идти речь, если тепло в батареи не поступает? При чем тут разъяснение КС РФ, если оно вышло через много лет после того, как люди отказались от центрального отопления? Не стала откровением для блюстителей закона даже ссылка на уже имеющийся судебный прецедент. В 2009 году было выиграно гражданское дело по попытке взимать плату за тепло, которым не пользуются. Речь идет об апелляционной жалобе еще одной жительницы Энгозера С.А Виноградовой, которая отбила подобный же иск от ООО «Лоухские коммунальные системы» – на основании наличия такого же акта из 2007 года.

«Карелэнергоресурс», чье головное управление находится в Петрозаводске, а стало быть, куда ближе к властям, предоставляет в суд очень важный документ: разъяснение министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства за подписью  первого зама В.В. Дроздова, искренне считающего, что энгозерцы не должны освобождаться от платы – внимание! – «за тепловые потери системы отопления». В переводе на метафорический язык: раз кухня еду готовила – платите. При этом совсем не важно, заказывали вы ее или нет и вообще – куда и каким образом эта еда попала. 

В поисках правды

Напомним: «Карелэнергоресурс» взял лишь котельную в аренду. То, что без конкурса – полбеды. А вот то, что без сетей – тех самых труб и стояков – это серьезная проблема. Все эти трубы и внутридомовые сети и на данный момент никто не обслуживает, часть труб вообще находится не под, а над землей, кое-как прикрыты обмотками и явно не дотягивают необходимое тепло не то что до квартир, а до стояков. Спрашивается: и каким чудным образом тепло вообще попадает в квартиры энгозерцев? На каком же это основании «Карелэнергоресурс» вправе претендовать на оплату, если, образно говоря, не то что официанта, а даже и подноса у ресторана нет? И в рамках всех вопросов хотелось бы уточнить: как получилось, что договор аренды котельной  подписан 20 октября 2015 года, а счет выставлен за весь месяц, с 1.10.2015 включительно?

На данный момент самые активные жители п. Энгозеро сдаваться не собираются. И Надежда Шидловская, и Светлана Мотреску намерены идти дальше. Ведь должна же быть где-то правда?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2017

Заголовок в газете: "Холодное" решение суда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру