Станет ли массовое форелеводство для Карелии благом, или погубит экологию?

Экономисты и ученые по-разному смотрят на то, как в республике собираются продвигать искусственное разведение рыбы

Разведение форели в республике набирает просто-таки стремительные обороты. Если в 2006 году ее было выращено всего 6,5 тыс. тонны, то в прошлом уже 22 тыс. тонн. В ноябре 2016 года на заседании правительства было заявлено о возможном увеличении ее производства до 100 тысяч тонн в год. Но совсем недавно на президиуме Карельского научного центра РАН прозвучали уже куда более скромные прогнозы: на наших озерах можно выращивать не более 30-35 тыс. тонн этой деликатесной рыбы в год.

Экономисты и ученые по-разному смотрят на то, как в республике собираются продвигать искусственное разведение рыбы
Здесь растет радужное золото Карелии...

Так кто же прав? За разъяснениями мы обратились к доктору биологических наук, главному научному сотруднику лаборатории экологии рыб и водных беспозвоночных Института биологии КарНЦ РАН Ольге Стерлиговой, которая уже более 40 лет изучает жизнь рыб и экологию наших водоемов.

- Ольга Павловна, почему возникли такие несопоставимые цифры?

- Для меня в этом нет ничего удивительного. В 2013 году на заседании правительства Карелии один представитель федерального центра вообще заявил, что в Карелии можно и нужно выращивать 500 тысяч тонн рыбы - у вас, мол, 60 тысяч озер.

Ну и что? В начале 80-х годов у чиновников вообще не болела голова об экологии: шла массовая вырубка лесов, масштабная мелиорация, применение на полях химии. И как-то мы возили одного из членов правительства республики на Сямозеро. По дороге он втолковывал нам: что вы все про чистоту воды нам твердите, рыбоводство предлагаете вести. Наши главные приоритеты - лес, мелиорация, сельское хозяйство. И тут, как специально, пролетел «кукурузник»- самолет Ан-2 - распыляющий гранулы химических удобрений. Частью груза осыпал нас, часть - попала в озеро. Чиновник все про экологию понял без слов, и распоряжением правительства было запрещено распыление химикатов вблизи водоемов.

- А почему в Карелии встал вопрос о рыбоводстве?

- В последние десятилетия в нашем северном регионе стало наблюдаться резкое сокращение запасов ценных промысловых рыб, и перспективным направлением развития рыбного хозяйства в Карелии было признано садковое рыбоводство. Для этого есть немало факторов: благоприятные климатические условия, наличие транспортных сетей, квалифицированные, в том числе, и научные кадры. Поэтому в 2001 году, благодаря поддержке ученых КарНЦ и ПетрГУ, в приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" было включено товарное рыбоводство.

- И теперь мы слышим от правительства о радужных перспективах рыбоводства в республике, хотя Карелия уже стала лидером в России по выращиванию форели...

- Кому из чиновников не хочется представить свой участок ответственности в радужном цвете, а бизнесмену - получить наибольшую прибыль? Так было всегда.

А теперь посмотрим на объективные возможности водоемов Карелии. У нас действительно уникальное изобилие - более 60 тысяч озер. Но около 50 тысяч из них имеют площадь от 1 до 9 гектаров - это в основном лесные и болотные озерки - ламбы. Озер, "зеркало" которых составляет от 100 до 10 тысяч га – 1250, а более - только 155 водоемов. В 2013 году наш Институт биологии выиграл лот Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии РК на проведение работ по инвентаризации озер Карелии. В задачу исследований входило определить, где и сколько в республике озер, пригодных для промышленного производства рыбы, и рассчитать их экологическую емкость. Из 60 тысяч озер только на 100 можно выращивать не более 30-35 тонн товарной рыбы в год.

Исходя из этих исследований, 8 февраля 2017 года правительством республики на заседании Государственной комиссии по подготовке празднованию 100-летия образования Карелии были представлены "Информационные материалы" в которых сказано: "Освоение потенциальных возможностей водоемов... может способствовать увеличению к 2020 году выращивания форели до 35 тысяч тонн в год без ущерба для окружающей среды". А это означает, что к мнению ученых, которые стояли у истоков рыбоводства в Карелии, прислушались.

- Значит, вопрос исчерпан?

- Я уже говорила о том, что противоречия будут существовать всегда, и есть много нерешенных проблем. Движение вперед не может быть без должного контроля за существующими форелевыми хозяйствами, и теми, что уже запланированы на будущее, а это еще девять предприятий. Анализ результатов наших работ показал, что на всех водоемах с такими хозяйствами необходимо постоянное наблюдение за гидрохимическими параметрами среды, количеством и качеством используемых кормов, а также корректировка объемов ее выращивания, как минимум один раз в три-четыре года, чтобы сохранить экологический баланс.

И вот такие цифры. На сегодняшний день в Карелии работают 56 форелевых ферм и лишь на 15 проведена экологическая экспертиза, и это только благодаря поддержке Общества форелеводов РК и его руководителя Валерия Артамонова. Более того: за три последних года ни на одном форелевом хозяйстве экспертная оценка не проводилась. При таких объемах выращивания рыбы это совершенно недопустимо.

Еще раз повторюсь: нужен постоянный контроль за объемами выращиваемой рыбы. Понятно, что бизнес стремится к наивысшей прибыли, и иной раз очень сложно убедить владельцев хозяйств в том, что "перенаселение" садков через год-два приведет к тому, что озеро может не выдержать нагрузки. Вода «зацветет», рыба будет пахнуть тиной. Кто ее тогда купит? И все старания и затраты на строительство будут уничтожены. Бывает, к таким аргументам прислушиваются сразу.

Поэтому ученые считают, что финансы необходимо выделять на экологическую экспертизу ферм, прежде чем способствовать увеличению объемов выращивания рыбы. Это - наша принципиальная позиция, которую еще предстоит отстаивать перед директорами ферм и Министерством сельского и рыбного хозяйства РК.

- Ольга Павловна, напрашивается вопрос: как проводится выделение водных участков и контроль за процессом их работы?

- Для того чтобы запустить процесс строительства фермы, необходимо иметь научное "Биологическое обоснование", в котором должны быть четко определены границы участка с описанием условий озера. На основе этого определяются объемы выращивания рыбы. Раньше каждое обоснование проходило экологическую экспертизу в Министерстве экологии РК, где работали независимые эксперты из разных организаций. В настоящее время этого нет, и наши предложения о том, что специалисты, которые выдают обоснование, должны нести персональную ответственность за каждую вписанную в нем цифру, пока остаются без ответа. В результате разработчики обоснования деньги получили, и никто ни за что не отвечает. Так быть не должно.

- Но население иногда выступает против строительства рыбных ферм. Мне пришлось побывать на сходе в одной деревушке на берегу узкого залива Онего: люди тогда отказали фермерам...

- Согласитесь, что нельзя все запрещать. Но еще раз повторю, при строгом соблюдении всех правил выращивания рыбы без вреда для водных экосистем, население не будет отказывать в строительстве: ведь это новые рабочие места для жителей прибрежных деревень.

- Какие озера Карелии лучше не использовать под форелеводство?

- Прежде всего те, в которых обитают ценные «аборигенные» виды рыб - лосось, палия, сиг. Эти рыбы могут быть объектом искусственного разведения. Их икра может инкубироваться на лососевых заводах, и молодь выпускаться снова в материнские водоемы. Только таким образом можно сохранить озера в их естественном состоянии.

- Вернемся к тому заседанию правительства РК, на котором было сказано о возможном увеличении объемов выращивания форели при "самых современных методах уменьшения экологической нагрузки на природу". А такие технологии существуют?

- Да, такие методы уже существуют и продолжают разрабатываться. Одно из направлений - создание в рыбоводческих хозяйствах экосистемы замкнутого цикла. Вода очищается специальными фильтрами и вновь поступает в водоем. Такие разработки ведутся в ПетрГУ.

Надо смотреть в будущее. У наших соседей - финнов - уже к концу ХХ века многие фермы, расположенные на пресных водах, из-за жесткого экологического закона были перенесены на море, куда уходят до 80 процентов отходов от их работы. Для нашего северного региона это очень важно, так как процесс трансформации органики осуществляется крайне медленно и все, что попадает в воду от форелевых ферм, остается в озере. И, как следствие, ухудшение качества воды, что приводит к необратимым явлениям в экосистемах.

Разговоры о необходимости организации товарного рыбоводства на Белом море ведутся давно. Там есть благоприятные природные условия, но отсутствие развитой инфраструктуры требует дополнительных затрат.

Ну, и конечно, следует отметить, что наконец-то принято решение о строительстве завода по производству качественных отечественных кормов. В настоящее время на всех форелевых хозяйствах используются только импортные корма.

- Словом, процесс идет. Но кто его будет осуществлять? У нас готовят специалистов для работы на форелевых хозяйствах?

- Уже сегодня в большинстве форелевых ферм Карелии работают профессиональные рыбоводы, в основном выпускники ПетрГУ, многие из которых прошли практику за рубежом. В тех хозяйствах, где мы проводили исследования, для всех специалистов созданы очень хорошие условия для работы и отдыха. Это радует, так как раньше мы с завистью смотрели на наших финских коллег, у которых прекрасные условия труда. Теперь нам не стыдно приглашать их посетить наши фермы и посмотреть на нашу работу.

- Ольга Павловна, что-то мы говорим только о выращивании форели. А в гастрономическом плане у вас какие рыбные предпочтения?

- Я предпочитаю озерную карельскую рыбу, она - самая вкусная, особенно ряпушка и судак. Мне приходилось работать на разных озерах, и вкус рыбы зависит от качества воды и количества корма. Во времена, когда наши озера массово зарыбляли пелядью, которую потребляли местные хищные рыбы, мне пришлось отведать щуку, ее мясо было как у пеляди, нежным и очень вкусным. Так и судак, который питается ряпушкой, значительно превосходит по вкусу судака с питанием корюшкой. Как-то к нам приезжала коллега из Чехии. Отведала нашего судака под соусом – восторг, напишите рецепт! А мы ей: "Рецепт дать, конечно, можно, но у вас такой рыбы нет". Так что цените карельскую рыбу и берегите наши озера!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Карельская форель: «радужные» перспективы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру