ГУП РК «Мост» выводят из банкротства?

В понедельник 15 мая все реестровые долги госпредприятия-банкрота должны были быть погашены малоизвестной частной фирмой. Но этого не произошло

Неожиданный поворот случился в деле о банкротстве крупнейшего в республике предприятия по обслуживанию дорог. Теперь у него только один кредитор, который точно не собирается закрывать ГУП. Но ситуация меняется каждый день.  

В понедельник 15 мая все реестровые долги госпредприятия-банкрота должны были быть погашены малоизвестной частной фирмой. Но этого не произошло
Для предприятия забрезжил свет в окошке. Фото: google maps

Предыстория

Напомним: 24 ноября 2016 года суд признал банкротом Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Мост», в отношении должника было открыто конкурсное производство – распродажа имущества. К тому все и шло: с ноября 2015-го здесь была введена процедура внешнего наблюдения, но вывести предприятие из финансового пике не получилось.

Почему ГУП вообще оказалось на грани закрытия – история грустная. Отправной точкой стало участие в аукционе на уборку дорог столицы Карелии. «Мост» торги выиграл, снизив цену контракта на 25 процентов – почти 150 млн. рублей. Тогдашний гендиректор компании Игорь Шарапов получил подряд не только на заведомо невыгодных условиях, но еще и без собственной техники. Ее он арендовал под поручительство компании «Карелия-Сибирь», да вот только за аренду не рассчитался. А город в ту зиму 2014-15 годов убирался настолько плохо, что администрация просто отказалась оплачивать такую работу. В итоге предприятие оказалось должно всем вокруг, а денег не заработало. «Карелия-Сибирь» подала заявление о банкротстве ГУПа – и началось…

Уже тогда мы высказывали опасение, что банкротящуюся компанию попытаются прибрать к рукам какие-нибудь коммерческие структуры, и даже обрисовали примерную схему подобной операции.

Банкрот по собственному желанию

Подозрения были не пустыми: к «Мосту» проявляла явный интерес питерская фирма «Ремстройкомплект» – та самая, что ремонтировала петрозаводские дороги в прошлом году, которые уже развалились. Именно «РСК» начал активно скупать долги кредиторов ГУПа, он же в 2015 году выиграл тендеры на обслуживание ряда республиканских автотрасс (чем раньше как раз и занимался «Мост»). Именно «РСК» заключил с «Мостом» подрядный договор на условиях 15 процентов оплаты. То есть все ДРСУ платили генподрядчику 7-8 тысяч рублей с каждых 100 тысяч заказа, а «Мост» «отстегивал» по 15 тысяч. Вернее, должен был «отстегивать»… Более того: Шарапов умудрился подписать договор, по которому «Ремстройкомплект» мог отказаться от его услуг в одностороннем порядке и в любое время. Зато штрафы, которые генподрядчик мог предъявить дорожникам в случае ненадлежащего содержания региональных трасс, доходили до 500 тыс. рублей – сумма беспрецедентная. Профсоюз бил во все колокола, но директор просто не обращал на это внимания. Схема известная: одна фирма всеми доступными способами загоняет другую в долги перед собой, чтобы впоследствии, в процессе банкротства, «наложить лапу» на имущество.

Последняя робкая попытка остановить процесс спасения «Моста» была предпринята «Ремстройкомплектом» на суде, когда принимали заявление о закрытии долгов госпредприятия. Представитель «РСК» заявила ходатайство об отложении судебного заседания – дабы фирма, выкупавшая долги, представила согласие собрания учредителей на совершение крупной сделки. Суд эту трогательную заботу вежливо отверг. 

Рыба гниет с головы

Деятельность Игоря Шарапова на посту директора, по всей видимости, и стала причиной нынешнего бедственного положения ГУПа. После того, как руководимое им предприятие открыто перестало убирать петрозаводские улицы, появилась версия: «Мост» был «внедрен» на эту работу как агент по свержению мэра Галины Ширшиной. Мол, улицы плохо убираются – значит, плохо работает градоначальница, весь негатив – на нее. Косвенным подтверждением данной «политической» версии можно считать желание «Моста» любой ценой заполучить трудный к исполнению муниципальный контракт. Второе косвенное доказательство – полное хладнокровие, с которым тогдашние республиканские власти наблюдали за тем, как гибнет государственное предприятие. Даже когда «Мост» вошел в банкротство, его учредитель – Госкомимущество РК – не уволил нерадивого директора. То есть прекрасно понимали: он просто выполняет приказ.

Впрочем, на одной из встреч редакторов карельских изданий с Александром Худилайненом выяснилось, что власть вовсе не жаждет хоронить «Мост». Он объявил, что принимаются меры по погашению долгов перед самим ГУПом, и признал, что доля вины в нынешнем состоянии госпредприятия лежит и на правительстве – «недостаточно жестко контролировали эту ситуацию». Но о возможной смене руководства он даже не заговаривал. Хотя начальство республиканского Госкомтранса в течение короткого времени он менял трижды, причем – куда за меньшие прегрешения… Но в итоге Шарапова все равно уволили. Естественно, не на улицу: он был назначен на должность заместителя гендиректора Петрозаводского ДРСУ.

Спаситель в маске

В середине марта 2017 года в Арбитражный суд РК поступило заявление от некоего ООО «СпецМашНедр», выразившего желание погасить долги «Моста» кредиторам, включенным в реестр требований. То есть частная фирма изъявила готовность единомоментно выложить 152 миллиона 501 тысячу 102 рубля 30 копеек. Конкурсный управляющий эту идею, разумеется, поддержал, кредиторы и налоговики не возражали, и 10 апреля арбитраж постановил: заявление удовлетворить. Перечислить все деньги на специальный банковский счет должника фирма должна была до 15 мая.

Так что же это за организация – «СпецМашНедр»? По совести говоря, за две недели поисков нам не удалось узнать про нее ровным счетом ничего. Образована в 2015 году, учредители – люди в республике неизвестные, основной вид деятельности – аренда машин и оборудования научного и промышленного назначения. Но если какая-то деятельность и ведется, следов она не оставляет абсолютно.

На основании всей этой скудной информации рискнем высказать одну догадку: основана фирма была специально для покупки долгов «Моста». И по времени создания совпадает, и по «телодвижениям»: все, что сделал «СпецМашНедр» за все время своего существования, – стал единственным кредитором госпредприятия. Конечно, может статься, что это обычная «ОООшка», что сотнями валяются на обочинах российского бизнеса «на всякий случай», чтобы в нужный момент быть использованной для какого-нибудь дела или аферы. Но уставный капитал таких фирмочек обычно составляет 10 тысяч рублей, а у «СпецМашНедр» – 19,2 миллиона.

Второй вопрос – а кто привлек эту фирму для реанимации «Моста»? Некие бизнес-структуры или все-таки республиканское правительство через лояльных бизнесменов? Если второе – честь и хвала административному ресурсу. А вот если первое – ситуация может развиться в двух направлениях.

Конкурсный отбор

Как в дальнейшем распорядится новый кредитор свалившимся на него счастьем? Версия первая: попытается заработать на распродаже имущества. Заплатив 152 миллиона рублей, компания установила контроль над предприятием, которое стоит куда дороже. Бухгалтерский баланс «Моста» к началу процедуры банкротства показал стоимость активов в 421 миллион 692 тысячи рублей. Конечно, рыночная цена может отличаться от балансовой – но ведь далеко не всегда в меньшую сторону! Так что, распродав потихоньку имущество такого гиганта, можно очень неплохо «навариться».

Но есть один очень интересный момент. Дело в том, что удовлетворение требований кредиторов в данном случае «направлено на прекращение производства по делу о банкротстве и сохранение юридического лица» – это особо подчеркнуто в судебном определении. И появляется вторая версия: «СпецМашНедр» действует именно во спасение, а не «во зло», и хочет работать с «Мостом» и зарабатывать. Редкое в наше сложное время благородство, но всякое бывает… Истинные намерения нового кредитора покажут его первые же шаги. Выход из процедуры банкротства дает компании огромное преимущество: она снова может участвовать в конкурсах по заключению государственных контрактов. И если «Мост» вновь выйдет на конкурсы – значит, его действительно хотят спасти. Если же конкурсы будет выигрывать некая новая фирма, которая впоследствии будет привлекать «Мост» как субподрядчика, как это делал «РСК», – скорее всего, ГУП пытаются вновь вогнать в долги, чтобы впоследствии прибрать к рукам его активы.

Когда верстался номер

Нам стало известно, что деньги «СпецМашНедр» в положенный срок не внес. Что будет дальше – выяснится 18 мая на очередном судебном заседании.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру