На кошельках людей вхождение в Арктическую зону напрямую не отразится

Что дадут карельским городам новые официальные звания

Новостью долгожданной, но все равно неожиданной стало то, что наши Лоухский, Кемский и Беломорский районы вошли в Арктическую зону России. Соответствующий указ был подписан президентом РФ несколько дней назад. В теории этот статус дает массу преференций местным жителям. Но как это будет выглядеть на практике, никто не знает.

Что дадут карельским городам новые официальные звания
Так сейчас выглядит Кемский арктический порт. Фото: fotokto.ru

Своя Арктика

В первый раз о необходимости включить три северных карельских района в престижный клуб арктических территорий открыто заговорили в 2015 году. Программное заявление прозвучало из уст губернатора Александра Худилайнена.

– Карелия не была включена в Арктическую зону во времена Советского Союза, что, на мой взгляд, не совсем справедливо, – говорил он тогда. – Находясь фактически на арктической территории, половина Карелии относится к территории Крайнего Севера. Поэтому мы неоднократно поднимали данный вопрос на федеральном уровне, обращались к президенту России. И в этом году, будучи на встрече с Владимиром Путиным, я снова вернулся к этой теме. Президент поддержал нашу инициативу и дал соответствующее поручение.

Позже глава Карелии встретился с зампредседателя правительства России Дмитрием Рагозиным – и тот согласился с тем, что муниципалитеты, находящиеся на берегу Белого моря, нужно включить в Арктическую зону. И даже Институт Арктики и Антарктики подтвердил: Белое море по законам географии – часть Северного Ледовитого океана, а значит – Арктика. Ученые не возражали против включения Беломорья в особую климатическую зону. Но как насчет зоны экономической?

В «Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера», утвержденной еще в 2000 году, российская Арктика обозначена как «особый объект государственного регулирования и поддержки, требующий учета не только природно-климатических условий, а также экономических, социальных, экологических, оборонных и политических факторов». Оборону, политику и экологию трогать пока не будем, а сосредоточимся на социально-экономическом аспекте.

По идее, тем, кто проживает в Арктике, полагаются дополнительные преференции за некомфортные условия. Например, жителям – усиленная «полярка», выплаты и льготы, а бизнесменам – господдержка кредитования. Проблема в том, что правовой статус Арктической зоны Российской Федерации – ее состав, границы и т.д. – пока не определен. У нас все либо Крайний Север, либо приравненные к нему территории. Грубо говоря, Лоухи, Кемь и Беломорск стали частью чего-то, пока несуществующего. Потому что Закона «Об Арктической зоне РФ» до сих пор нет.

Чего ждем

Между тем один из первых подобных законопроектов был разработан комитетом Совфеда по делам Севера еще в 1998 году. Однако правительство его не поддержало: введение новых льгот неизбежно влекло за собой «существенное сокращение доходной части федерального бюджета и увеличение расходной». Грубо говоря, денег на это не было. Кстати, уже тогда депутаты Госдумы обратили внимание, что в проекте были проигнорированы некоторые участки побережья Ледовитого океана – Карелия и Архангельск.

В опубликованном в 2013 году очередном законопроекте уже признано право на арктический статус Лоухского, Кемского и Беломорского районов. Прошло 4 года – он все еще не принят. Что мешает?

Не могу комментировать решения, принимаемые в высоких кабинетах, – материала не хватает, – а вот на местном материале готов порассуждать. Что даст новый статус жителям районов? То же, что и отнесение к Крайнему Северу – то есть ничего нового. Зарплаты у бюджетников не увеличатся, льготы по «коммуналке» – тоже. Да и направлено все вовсе не на граждан, а на бизнес.

Не законом единым

Удельный вес убыточных предприятий в Арктической зоне выше, чем в целом по России. Крупный бизнес, конечно, процветает – но в трех северных районах Карелии такого пока не имеется. Рыболовецкая отрасль – штука сезонная, идея глубоководного порта в Кеми пока отложена… А больше там ничего нет. То есть вся надежда на малый и средний бизнес, но как раз его статус северных территорий гробит. Потому что никакому предпринимателю не по карману оплачивать своему персоналу гигантские «полярные» отпуска и проезд к месту отдыха.

По идее, новый закон как раз и должен обозначить такую схему компенсаций либо налоговых послаблений, которая стимулировала бы предпринимательство в сложных условиях. Государство готово вкладываться, но для этого требуется еще один нормативный акт: целевая программа развития Арктической зоны.

По словам наших экспертов, включение в зону – это лишь самое начало пути. Теперь предстоит разработать эту самую целевую программу. Сделать это должен федеральный центр, но на основе предложений, поступивших из регионов. По аналогии с ФЦП развития Карелии: где мосты отремонтировать, какие дороги заасфальтировать, где промплощадки построить. Именно составлением такого перечня и должны будут сейчас заняться власти этих районов и республики в целом. Сколько уйдет на это времени, сказать сейчас невозможно.

Мы попросили прокомментировать ситуацию сенатора от Карелии Игоря Зубарева, непосредственно занимающегося этим вопросом в Совете Федерации.

– С включением в Арктическую зону наши северные районы получают возможность привлечения финансирования федерального бюджета на проекты по развитию, – объясняет Игорь Дмитриевич. – Мы должны ускориться с формированием предложений от районов и подготовкой проектной и сметной документации. Например, Архангельская область подготовила целый проект создания туристских кластеров. Говоря о федеральных министерствах можно вспомнить о планах Минкомсвязи реализовать программу по развитию связи в Арктике, за 2019 – 2022 годы на нее будет выделено около 50 миллиардов рублей. Сколько из них получат наши три района, на решение каких проблем – этим надо заниматься уже сегодня. Значительное внимание в программе будет уделено созданию инфраструктуры – порты, мосты, дороги. Считаю, что у нас достаточно подготовлена площадка Кемского порта, нужно срочно обновлять проектную и финансовую документацию, выяснить, чего не хватает для того, чтобы в Карелии появился морской грузовой порт, и представить свои предложения в федеральный центр.

Форма и содержание

Нечто подобное пытаются сейчас проделать петрозаводские власти, добиваясь придания городу официального статуса карельской столицы. На прошлой неделе на сайте Change.org была зарегистрирована петиция, организаторы которой просят поддержать разработку соответствующего законопроекта. Авторы просят городских и республиканских чиновников создать условия для проведения общегородского опроса, на котором сами петрозаводчане могли бы высказать свое мнение о необходимости такого закона. Опрос необходим для того, чтобы депутаты Заксобрания, которые будут рассматривать законопроект, не смогли игнорировать мнение жителей Петрозаводска. «Чем больше людей примут участие в опросе, тем сложнее будет депутатам отклонить инициативу», – говорится в тексте петиции.

В Петрозаводске даже создано общественное движение, получившее название «Петрозаводск – любимая столица». В него вошли представители образовательных, молодежных и ветеранских организаций, которые ставят перед собой цель объяснить петрозаводчанам, зачем городу нужен соответствующий республиканский закон. Главный аргумент: его принятие обеспечит ежегодное выделение Петрозаводску дополнительного финансирования. Деньги можно будет направить на строительство и реконструкцию спортивных объектов, поддержку молодежных инициатив и решение проблем в сфере ЖКХ.

Между тем ситуация очень похожа на ту, что мы описали выше. Придание статуса само по себе денег городу не даст. Вернее, можно было бы отчислять Петрозаводску процент от республиканского бюджета за «столичность», как в свое время предлагал Андрей Демин, но кто ж из иногородних депутатов это позволит? Сами авторы инициативы признают, что не готовы залазить в общекарельский карман, и рассчитывают на помощь федерального центра. Но даже если предположить, что Москва на это пойдет, она ни при каких обстоятельствах не будет давать деньги за красивые глаза, этого просто бюджетное законодательство не позволяет. Необходимо составить перечень расходных статей и доказать, что именно эти траты необходимы городу как столице региона. Не уверен, что можно будет выдать за таковые ремонт ливневой канализации или электрификацию петрозаводской Ямки.

Конечно, нам хотелось бы получать дополнительные деньги – и как арктическому региону, и как столице республики. Но надо, во-первых, отдавать себе отчет в том, что политика политикой, а экономика главней. И сейчас пришло время сказать свое слово экономистам.

А во-вторых, есть опасения, что в мечтах о журавле в небе – неких федеральных миллиардах – мы вполне можем забыть о синице в собственных руках. Не хотелось бы, чтобы наши власти всю свою энергию направили на выбивание денег извне, при этом забросив попытки наладить дела своими силами. Не подохла б синица…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 5 июля 2017

Заголовок в газете: Игра статусов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру