Почему Парфенчиков двинул в Совет Федерации стороннего генерала

Будущего сенатора от Карелии в самой Карелии пока никто не знает

В понедельник 24 июля в 18.00 в карельском Центризбиркоме в качестве первого официального кандидата в губернаторское кресло был зарегистрирован Артур Парфенчиков, кандидат от «Единой России» - но не член «Единой России». Мы не ждали никаких сюрпризов: будет Парфенчиков и кто-то еще - для обозначения соревновательности. Вопрос упирался в то, кто станет силой номер два в регионе, на какую бизнес-политическую элиту обопрется новый глава. Индикатором должна была стать кандидатура на пост второго сенатора. И тут случилась неожиданность.

Будущего сенатора от Карелии в самой Карелии пока никто не знает

Должность на троих

Трудно, очень трудно получить членство Совета Федерации, если ты идешь от исполнительной власти. Мало кто разбирается в тонкостях формирования верхней палаты российского парламента (тем более что правила постоянно меняются), так что объясню еще раз.

Каждый субъект России представлен в Совфеде двумя сенаторами. Один избирается из числа депутатов регионального парламента. Тут все обычно: выдвижение, интриги-договоренности, голосование, снова выдвижение… Со вторым же членом верхней палаты российского парламента  не все так просто. Когда человек собирается в губернаторы, с ним идут в привязке три кандидатуры, одну из которых, в случае избрания, новый глава и отправит заседать в Москву на Большую Дмитровку. Соответствующе решение свежеизбранный руководитель региона издает на следующий день после вступления в должность.

Как я уже писал, сенаторство в России – это пост, которого добиваются многие. Особенно - сенаторство от исполнительной власти. Это даже круче, чем Госдума, потому что не надо мотаться по региону и встречаться с избирателями. А в остальном – зарплата, компенсация всех расходов, жилье в Москве, «мигалка», депутатская неприкосновенность. Что еще нужно, чтобы встретить старость?..

Вот и ожидалось, что назначит туда Артур Олегович кого-то из особо отличившихся. Таким человеком смело можно было назвать Виталия Красулина, который, по сведениям наших источников, весьма близок к администрации врио главы региона. По идее все, чем нужно обладать для обретения сенаторского статуса – возраст больше 30 лет, безупречная репутация и проживание в представляемом регионе не менее 5 лет. И хотя Виталию Владимировичу, скажем так, не всегда хватает респектабельности, требованиям он соответствует. Потому Парфенчиков его кандидатуру внес, хотя и последним номером.

Вторым на очереди идет Элиссан Шандалович, что, в общем-то, не удивляет. Человек он в Москве небезызвестный, входит в Центральный политсовет «Единой России». Внятно излагать свои мысли и отстаивать собственную точку зрения умеет – недаром его Александр Худилайнен поддержал при выдвижении на пост спикера Заксобрания. Сам Шандалович против переезда в Москву тоже возражать вряд ли станет. А Парфенчиков, надо думать, не только учел личностные и деловые качества кандидата, но и сделал реверанс в сторону партии власти, которая его, беспартийного, на должность выдвинула. Ведь нынешний спикер Заксобрания по совместительству еще и главный единоросс республики.

Ну а первым и основным претендентом на пост сенатора стал всем в Карелии неизвестный   Александр Васильевич Ракитин.

Рояль в кустах

Все, что мы знаем о фаворите – это то, что он начальник Управления ФСБ России по Западному военному округу. Сама должность говорит о том, что ничего больше мы о нем и не узнаем, пока он сам этого не захочет. Но главных причин, обеспечивших его выдвижение в Совфед, на мой взгляд, две. Первая – его грядущая отставка, слухи о которой ходят в кулуарах. Теперь сомнений в ней не остается, иначе как бы Парфенчиков его выдвинул, не заручившись согласием самого кандидата? И как бы кандидат согласился, если бы не знал, что уйдет?

Вторая причина – он из Санкт-Петербурга. Не знаю, бывал ли генерал Ракитин в Карелии, и знаком ли он лично с Артуром Парфенчиковым, но с Валентиной Матвиенко он наверняка знаком, Питер маленький. И лично моя версия состоит в том, что пристроить Ракитина на хорошую должность нашего губернатора попросила председатель Совфеда. Вопрос – почему Парфенчиков согласился?

Как я уже указывал, Артур Олегович у нас - сам генерал хоть куда, и распоряжения готов выслушивать разве что от пpезидента. Ну, может, еще от премьер-министра. Экс-генералов из Совбеза, которые по отношению к Худилайнену держали себя свысока, он воспринимает как равных, и ведет себя с ними не как с начальством, а как с партнерами. Думается, что и перед Валентиной Николаевной он лебезить бы не стал. Другое дело – оказать ей любезность.

Политологи уже год обсуждают возможность дальнейшего продвижения нынешнего председателя Совфеда по служебной лестнице. И одним из ее возможных назначений называют должность премьер-министра страны. Согласитесь, неплохая идея - оставить столь влиятельного и перспективного чиновника у себя в должниках. Тем более, что деятельность сенатора на работу главы региона влияет лишь вспомогательно. Уверен, что все нужные вопросы в Москве Парфенчиков может решить самостоятельно, но это потребует много времени. Вот и обзаводится глава региона сенатором – рупором, через который передает информацию в федеральный центр. Главное, чтобы быстро, четко и без искажений. У кого рупор «навороченнее» - тот и работает быстрее.

Таким образом, кому именно достанется сладкая должность, губернатору, по большому счету, все равно – лишь бы дело делал. Так почему бы не помочь даме?..

Равные - и более равные

Обиднее всего то, что мы – журналисты, аналитики, политологи, эксперты и прочие теоретики – слишком увлеклись гаданием, кого из карельских политиков-бизнесменов осчастливит назначением губернатор. И проспали такую возможность, как приход варяга. Впрочем, у нас есть извинительное обстоятельство: пятилетний ценз оседлости в регионе, которому должен соответствовать кандидат. Кто мог знать, что его отменят – это произошло всего месяц назад…

Причем отменили не всем, а только генералам. Как пояснил «Парламентской газете» один из соавторов законопроекта сенатор Андрей Кутепов, «…современный сенатор должен быть ответственным, исполнительным и способным принимать взвешенные решения. А именно такие качества воспитываются у высшего офицерского состава в процессе профессиональной деятельности». Надо понимать, что все остальные «руководящие сословия» - худруки государственных театров, директора крупнейших предприятий, университетская профессура – этими качествами в должной степени не обладают.

Второй эшелон

А тем временем выборная гонка продолжается. Во вторник 25 июля в карельский Центризбирком дружно отправились все представители партий – парламентских и не очень. Евгений Ульянов от КПРФ, Николай Тараканов от «Родины», и Ирина Петеляева от «Справедливой России» и Евгений Беседный от ЛДПР представили в ЦИК Карелии документы для регистрации – то есть необходимое количество подписей, собрать которые они, по всем прикидкам, не могли – только с помощью самих «единороссов». Обнародовали они и свои кандидатуры будущих сенаторов. Интересно, что Беседный видит в этом кресле только товарищей по фракции, в том числе исчезнувшего с политического поля республики Сергея Пирожникова.

Про остальных претендентов пока ничего не слышно, а времени у них осталось совсем немного, буквально часы: 26 июля в 18.00 прием документов для регистрации будет окончен. Рискуют оказаться «за бортом» пенсионерка Ольга Ильюкова от «Патриотов России», уполномоченный по делам предпринимателей в Карелии Елена Гнётова от «Партии Роста», и директор аудиторского агентства Игорь Алпеев от политической партии «Народ против коррупции».

Кстати, злоключения последнего не прекращаются – если кто-то следит за политической судьбой этого кандидата. Сначала выяснилось, что он вроде как до сих пор не вышел из «Единой России», что не дает ему права баллотироваться от другой партии. Теперь отличилась уже сама партия. Наши коллеги сразу из нескольких региональных СМИ выяснили, что НПК обратилась в ЦИК РФ с жалобой на то, что им мешают собирать в Карелии подписи за своего кандидата. О реакции Центризбиркома пока не сообщается.

Для нас же самое интересное то, что на официальном сайте партии «Народ против коррупции» ни слова нет ни про Игоря Алпеева, ни про выборы в Карелии, ни про какие-то жалобы. Даже нормальных фото самого Алпеева в сети Интернет не найти.

Как и генерала Ракитина…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 26 июля 2017

Заголовок в газете: Генералам ценз не писан

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру