Личное мнение: Исторический центр Петрозаводска предлагают "украсить" сомнительными "новоделами"

Что представляет собой проект по восстановлению объектов петровской эпохи в петрозаводском Парке культуры и отдыха

На прошлой неделе в карельской столице состоялся необычный «круглый стол». На встречу были приглашены представители самых различных общественных организаций, объединенные одной целью: сделать наш город, основанный Петром I в 1703 году, достойным его памяти, максимально воссоздать исторические объекты петровской эпохи – дабы они стали гордостью самих горожан и привлекательными для туристов.

Что представляет собой проект по восстановлению объектов петровской эпохи в петрозаводском Парке культуры и отдыха
Петровская слобода. Слева направо - Петропавловская церковь, царская резиденция, вододействующий завод

Сразу отмечу, что за всю мою журналистскую карьеру это была не первая, но, надо признать, самая внушительная попытка если не решить, то хотя бы поднять давно назревший вопрос об использовании наследия наших предков. Поэтому приятно было видеть за круглым столом архитектора Елену Ициксон, «хозяйку» главного исторического места – директора Парка культуры Надежду Марьясову, руководителя национального музея РК Михаила Гольденберга и члена-корреспондента РАН Александра Титова. Двое последних, правда, выступили в роли наблюдателей. И я догадываюсь, почему.

Елена Ициксон, «живая энциклопедия» архитектурной истории Петрозаводска, блестяще рассказала о том, что было построено в городе с момента его основания и в последующие периоды расцвета: о деревянных дворцах Петра Алексеевича и его верного слуги Александра Меншикова, о церкви Петра и Павла, о танцевальном павильоне со смотровой площадкой, построенном в XIX веке. Ни один из этих объектов, располагавшихся на территории современного Парка культуры, не сохранился.

Не будем винить в этом современников. Дворцы были заброшены вскоре после смерти Петра и попросту сгнили, а высаженный вокруг здания сад еще встречал наследников престола – двух императоров Александров, которые собственноручно ухаживали за растениями. Но цари уезжали, а чиновники денег на содержание парков не выделяли. В 1924 году сгорели Петропавловка и стоящая возле нее Воскресенская церковь. Сейчас от того великолепия в парке остались три липы, высаженные, как определили ученые, в 1775 году (ровесники зданий Круглой площади) и несколько деревьев двухвекового возраста.

Архитектор Елена Ициксон и историк-археолог Андрей Спиридонов лишь констатировали, что было в городе и что удалось обнаружить в ходе раскопок за последние 20 лет – но никаких предложений не вносили. Зато общественники точно знали, что надо построить в рамках «Проектов Петра Великого» – так назвала себя инициативная группа граждан.

Один представитель творческой интеллигенции предлагал возвести в парке копию Меншиковского дворца и открыть в нем театр. Другой был убежден, что парку просто не обойтись без открытой концертной площадки; патриоты-реконструкторы выступили за сооружение батареи из пушек Александровского завода, кои, по их словам, используют в Кронштадте для укрепления волноломов.

Но сами инициаторы «круглого стола» по генерации идей превзошли всех и не скрывали, что их планы носят амбициозный характер: от присвоения Парку культуры наименования «Петровский парк» до формирования огромного «Петровского кластера». В него должны войти объекты, расположенные на участке от площади Ленина до Онежского озера, включая почему-то частное кафе на проспекте Карла Маркса.

В самом парке младопетровцы (так их кто-то успел окрестить в кулуарах) намерены восстановить дворец Петра «в исторических масштабах», несмотря на то, что чертежи здания не сохранились.

«Ничего плохого в слове «новодел» нет, – считают организаторы. – Если уж от здания ничего не осталось, то надо строить новое». В нем и в округе разместить музей, действующие мастерские, рестораны, сувенирные лавки и даже буфет с марциальной водой, которую «будут привозить свежей каждые четыре часа». А еще нужно поставить фортецию – крепостишку, копию построенной при основании Петровской слободы, и установить фрагмент гатей «Осударевой дороги».

Но меня больше всего умилила венчающая весь этот «Петровский Бродвей» скульптура, именуемая «Трое в лодке». Нет, это не памятник героям Джерома К. Джерома. В этой лодке будут сидеть (или стоять) сам царь, Алексашка Меншиков и Михайло Щепотев (кто не знает – сержант, посланный Петром прокладывать те самые гати). Честно говоря, я тут же представил себе трехголовое чудище с ликами Маркса, Энгельса и Ленина на одном постаменте, которое в 20-х годах большевики собирались установить на Круглой площади вместо памятника Петру.

Вежливые слушатели внимали молча, хотя понимали, что в историческом месте нельзя строить новоделы, да еще и не имея чертежей первоначальных сооружений. (Хотя другие, но не менее инициативные петрозаводские общественники на полном серьезе собираются «восстановить» часовню Фаддея Блаженного на месте, где ее фундаменты после археологических изысканий не обнаружены). И только мой сосед вполголоса заметил: «Если все это в парке построить, то места для тех трех сохранившихся лип не останется».

Не хочу ругать представленные инициативы, да и саму идею «Петровского кластера». Но уж очень все это похоже на идею псевдоисторического городка, за которой вполне могут стоять отдельные предприниматели, мечтающие на волне патриотизма ухватить самый лакомый кусок территории города. Или некоторые общественники, которым позарез нужен пиар для подтверждения «кипучей работы» по предоставленным государством грантам.

Но я уверен, что для большинства выступавших это давняя боль, связанная не столько с историей, сколько с более приземленными, но чрезвычайно важными для них проблемами. Они помнят парк как место выступлений в «Зеленом театре», на маленьких открытых площадках, в летнем кинотеатре.

А сейчас парк для них закрыт – что-то сгорело или разрушено временем. Куда податься артистам, классическим музыкантам и рокерам, реконструкторам и ремесленникам? И каждая группа представителей культуры по-своему пытается решить проблему сцены: от «Меншиковского дворца» до доморощенного проекта концертной площадки. Вот они и понадеялись в очередной раз, что «Петровский кластер» их приютит.

Мое личное мнение: увы, вряд ли. Я почему-то уверен, что организаторы пошли по простому пути Остапа Бендера, нарисовавшего перед провинциальными шахматистами мифические проекты. И теперь, подтащив под него измученных представителей искусства, собираются сырые идеи представить мэрии и правительству.

Я полагаю, что это – абсолютно бесперспективный ход. В таком варианте у любого чиновника найдется множество поводов отфутболивать даже самые благородные идеи. Классический чиновник (во все времена, дворец Петра – подтверждение) не заинтересован в таких «мелочах», как культура и история. Как результат – запустение во всех сферах городского туризма.

Поставьте себя на место потенциального гостя столицы Карелии и загляните в Интернет, чтобы получить информацию о Петрозаводске. Вы найдете лишь старые советские исторические справки, как под копирку кочующие с сайта на сайт, да кучу рекламы гостиниц, саун, ресторанов. В книжных магазинах та же картина: стандартные, не меняющиеся по форме и содержанию фотоальбомы и брошюрки. Правда, к 300-летию города чиновники выпустили роскошный подарочный трехтомник и дарили его друг другу. Рядовому петрозаводчанину это издание было не по карману.

И все же очень хочется, чтобы случилось чудо и челобитную «Проекта» приняли и даже поручили рассмотреть. Я бы посоветовал тем, кто этим делом займется, не пытаться решать проблемы как частные, а начать работу над всеобъемлющим документом в ранге Генерального плана развития исторического центра Петрозаводска. И разрабатывать его должны только специалисты самого высокого уровня: ученые, сотрудники музеев и архивов, художники и архитекторы. А журналисты – именно они, поскольку легки на язык, – работали бы совместно с историками над путеводителями по Петрозаводску для взрослых и детей. В них нашлось бы место инженерам Ярцову и Гаскойну, губернаторам Тутолмину и Григорьеву и даже «выдающимся деятелям советского периода» – Анохину, Куусинену и Сенькину… Все они, пусть разные, но наши земляки.

А когда эта работа начнется, то я бы обязательно закрыл все двери в рабочие кабинеты перед общественниками. Иначе какая-нибудь «лодка на троих» или «ларек со свежей «Марциановкой» обязательно просочатся. Но сразу покаюсь – сам сделал бы все для исполнения своей мечты: чтобы в генплане было хотя бы застолблено место для установки памятника женщине, которая своим указом в 1777 году сделала Петрозаводск городом – императрице Екатерине Великой. Я даже местечко под сенью деревьев подобрал: недалеко от Петра Алексеевича, напротив единственного сохранившегося здесь исторического здания, которое сегодня занимает банк «Онего».

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 11 октября 2017

Заголовок в газете: И на развалинах часовни…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру