С глаз долой – из сердца вон
О том, что правительство расторгает договор с «Ремстройкомплектом» из-за невыполненных фирмой обязательств и непогашенных долгов перед субподрядчиками, стало известно 7 декабря. И.о. министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК Дмитрий Кондрашин рассказал об этом депутатам Законодательного Собрания. Одновременно стало известно, что сам РСК уведомил субподрядчиков о расторжении договоров с ними. Причем расторгает как раз тот, кто должен денег: по предварительным оценкам, задолженность «Ремстройкомплекта» перед всеми ДРСУ составляет несколько десятков миллионов рублей. Впрочем, конкретных цифр в транспортном ведомстве пока не называют.
Первое впечатление: никто из дорожников в ужас от произошедшего не пришел. Наоборот – руководители ДРСУ изрядно приободрились. Потому что бояться им больше некого: похоже, РСК был последним неприятным отголоском правления предыдущей губернаторской команды.
Откуда фирмы растут
Приход в Карелию «Ремстройкомплекта» связывают непосредственно с экс-премьером карельского правительства Олегом Громовым. Которого, в свою очередь считают креатурой опального питерского олигарха и экс-сенатора РФ Александра Сабадаша. Этого бизнесмена, в 90-х годах курировавшего весь алкогольный бизнес Северо-Запада страны, в 2015 году приговорили к 6 годам колонии за попытку мошеннического возвращения НДС (недавно ему вынесли еще один приговор по делу банка «Таврический» - 7 лет заключения). Спустя три месяца после того, как апелляция Сабадаша была отклонена, Олег Громов уволился из карельского правительства и исчез в неизвестном направлении. Наши неоднократные попытки его найти успехом не увенчались. А «Ремстройкомплект» остался. Потому как перед своим уходом Громов обеспечил фирму фронтом работ.
Сейчас начальники карельских Дорожных ремонтно-строительных управлений готовы говорить об этом открыто. Аукцион на обслуживание дорог республиканского значения был проведен, скажем так, особым образом. Главное - грамотно составить требования к участникам…
- Конкурс был сделан чисто под эту организацию, - твердо заявил на пресс-конференции Юрий Гугалинский, директор Кольского ДРСУ (Медвежьегорск). – Мы скинули 10 процентов, максимально (от изначальной цены госконтракта на обслуживание дорог – авт.), но они победили по другим параметрам. По коэффициентам – больше грамот, больше специалистов с высшим образованием, больше техники…
При этом, отмечает Гугалинский, на дорогах так и не появилось ни техники РСК, ни их специалистов.
Узаконенный откат
Дальнейшее развитие событий внимательно отслеживал председатель Рескома профсоюзов работников автотранспорта и дорожного хозяйства Сергей Соловьев. Еще два года назад он рассказывал нашей газете о схеме, применяемой новым генподрядчиком в работе. Получив контракт, РСК начал процесс заключения договоров субподряда с местными ДРСУ. Условия были просто кабальными: из денег, полученных за проделанную работу, местные дорожники должны были «отстегивать» «Ремстройкомплекту» два ли не четверть. А сами договоры могли быть расторгнуты РСК в одностороннем порядке в любое время. Не подписать было нельзя: в противном случае генподрядчик грозился вообще не привлекать местные ДРСУ к субподряду. Учитывая, что питерской фирме по сути досталась вся Карелия - кроме Лоухского и Кемского районов, - проблема приобрела глобальный характер.
Кстати: тогдашний директор банкротящегося сейчас ГУП «Мост» Игорь Шарапов подмахнул такой договор даже без переговоров. Что стало еще одним гвоздем в гробу предприятия. Кстати – именно РСК неоднократно пытался выкупить долги «Моста». То есть доведение ГУПа «до ручки» было, по всей видимости, питерцам на руку…
Операция «резерв»
Субподрядный беспредел закончился с приходом новой власти. В апреле этого года у Дорожного комитета республики появился новый руководитель, и уже в июне генподрядчику изрядно «надавили на глаз». Условия контрактов субподрядчиками были сурово пересмотрены: отныне РСК получал свои честные 3 процента. Результат не замедлил сказаться: «Ремстройкомплект» начал задерживать расчеты с ДРСУ. Деньги, которые переводило ему республиканское Управление автодорог – заказчик работ – непосредственно до исполнителя доходили через два-три месяца. Для дорожников это означало задержки зарплаты, просрочка по налоговым платежам и другие неприятности. Руководители РСК попытались вернуть ситуацию в старое русло и предложили районным ДРСУ вновь подписать договоры на 22 процента "отката", но те наотрез отказались. Платежи продолжали задерживаться.
И вот – начало декабря. В разгар гололедицы и снежных заносов руководство вновь образованного республиканского Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи заявляет о том, что расторгается договор с генеральным подрядчиком по содержанию дорожной сети. При этом на счетах РСК остаются миллионы рублей, которые в республиканском бюджете были отведены именно на содержание дорог. Даже дилетанту понятно, что просто так теперь уже бывший генподрядчик эти деньги не отдаст. Журналисты не могли не спросить – а что же так не вовремя разорвали контракт? Ведь уже в июне стало понятно, что иметь дело с этой фирмой нельзя?
Дмитрий Кондрашин прояснил ситуацию: дорожники создали для себя «определенные условия», что позволило принять такое жесткое решение. Вряд ли ошибемся, если расшифруем эту фразу следующим образом: дорожники все эти месяцы шили себе финансовую подушку, которая теперь смягчит удар.
— Создан резерв средств в Дорожном фонде, чтобы эти работы оплачивать иным организациям, а не генподрядчику, - пояснил министр. - В случае возникновения неудовлетворительных дорожных условий заказчик фиксирует непринятие мер в рамках действующих госконтрактов и заключает договоры напрямую с ДРСУ. Если будут сбои, будем привлекать другие организации. Делаем все, чтобы возможность возникновения таких ситуаций минимизировать, чтобы качество проезда обеспечить.
Крутое пике
Как будет развиваться ситуация дальше, предсказать нетрудно. Директора ДРСУ пообещали, что ни одна дорога брошена не будет. Хотя в условиях нехватки средств трудностей будет не избежать: проезд, скорее всего, будет затруднен. Самыми проблемными обещают стать Суоярвский и Питкярантский районы, которые находятся на обслуживании у ГУП «Мост». Но самое главное, что как только будет проведен новый тендер, участвовать в нем ДРСУ смогут напрямую, без навязанных "сверху" посредников в виде генерального подрядчика. Правда, неизвестно, сколько на это уйдет времени.
У РСК же есть два пути: тихо уйти, забрав положенное и отдав чужое, или спровоцировать долгую судебную сагу. Похоже, фирма выбрала второй путь: на следующий день после расторжения договора с карельским Управтодором она в одностороннем порядке разорвала отношения с районными субподрядчиками. Формулировки интересные: как следует из текста уведомления, полученного олонецкими дорожниками, неудовлетворительное состояние трасс, за которое «уволили» РСК – это вина ДРСУ, работали-то они…
Примечательно, что за три дня до получения этой бумаги «Олонецавтодор» направил в адрес «Ремстройкомплекта» претензию, согласно которой генподрядчик задолжал им за октябрь-ноябрь без малого 9 миллионов рублей. Причем документы были отправлены вовремя, но вторые экземпляры в Олонец так и не вернулись.
Вывод работники ДРСУ делают простой: питерцы денег возвращать не собираются. По крайней мере, без суда. Правда, фирма сильно рискует: если ситуация не разрешится полюбовно, ее внесут в «черный список», фигуранты которого не могут участвовать в госзакупках. По сути это крах: самым крупным заказчиком работ у нас по-прежнему остается государство, и если компании запретить доступ к госконтрактам – ей можно закрываться.
Впрочем, у «Ремстройкомплекта» есть неприятности посерьезнее. Как рассказал Кондрашин, 7 декабря в ряде районных ДРСУ прошли выемки документов, связанных с РСК, и сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела. По какой статье – не уточняется.