К лету привыкнем: как в Петрозаводске поменялась картина общественного транспорта

Уже несколько недель Петрозаводск живет в новом ритме: поменяли свои маршруты троллейбусы, а с 12 февраля – автобусы

Напомним, на такой шаг городские власти пошли после введения запрета для крупнотоннажного транспорта проезжать по нескольким мостам, в частности, на улице Кирова, Луначарского и М.Мерецкова.

Уже несколько недель Петрозаводск живет в новом ритме: поменяли свои маршруты троллейбусы, а с 12 февраля – автобусы
Сегодня мост на ул. Мерецкова закрыт длятроллейбусов

Эксперты отмечают, что «привыкание» в аналогичных условиях проходит в течение 4-6 месяцев. И все же именно сейчас о том, как отразились новшества на ситуации в городе, мы узнали у начальника Управления городского хозяйства и транспорта городской администрации Андрея Бекелева.

Предпосылкой послужит следующее утверждение: в мэрии ждали, что буквально потонут в жалобах жителей. Оказалось, это не так. Пока горожане вникают и привыкают.

- Общая картина уже складывается? Третью неделю по-иному возят горожан «маршрутки», третий месяц - троллейбусы.

- На данный момент ситуацию в целом оценить сложно, да и несколько преждевременно. И вот почему. Услуги электротранспорта предоставляет муниципальное предприятие, которое подчиняется администрации Петрозаводска. В этом случае мы владеем статистикой, можем определенным образом влиять на управленческие решения. Другое дело – пассажирские автобусные перевозки. За них ответственны предприниматели, с которых в рамках наших полномочий, к сожалению, спрос невелик. Если у вас в руках регулируемый сектор и нерегулируемый – свести к единому знаменателю их весьма сложно.

Иллюстрацией послужат цифры пассажирооборота за 2017 год, которые нам предоставили частные перевозчики и ПМУП «Городской транспорт». Коммерческие перевозчики говорят нам, что показатели по автобусным маршрутам составили чуть более 10 миллионов перевезенных пассажиров. По мнению администрации, эта цифра как минимум в два раза занижена. Так как у нас только троллейбусы перевезли (и это как раз реальные цифры) 11 миллионов пассажиров за прошедший 2017 год.

Рогатые» приносят прибыль

Поэтому можно говорить лишь отдельно об этих двух составляющих. Так, при упоминании троллейбусов город полнится слухами, что произошло резкое падение пассажиропотока с конца декабря и что выручка упала едва ли не в десятки раз…

- Кстати, связывают  это с ростом стоимости проезда или изменением схемы движения?

- Между изменением маршрутов и ростом цены за билет (до 25 рублей) прошло пять дней. Поэтому называть первопричину сложнее, чем манипулировать этими фактами. Тем временем, показатели за два месяца наступившего года, о которых мы только что беседовали с директором ПМУП «Городской транспорт» Олегом Ворониным (т.е. показатели работы троллейбусов – прим. ред.) таковы – незначительно упали продажи разовых проездных билетов, но зато выросло число купленных гражданами проездных. В итоге - нет того катастрофического финансового провала, о котором пишут некоторые СМИ. Хотя, к примеру, микрорайон Октябрьского проспекта оказался в большей степени отрезан от транспортного сообщения и здесь троллейбусы, действительно, не добирают.

Помимо изменений пути следования троллейбусов, есть изменения и интервалов движения на некоторых маршрутах. Приведу пример. Маршрут №8 уже давно выстроен по схеме так называемых «разрывных смен». Другими словами, он выезжает в утренние и вечерние часы и не выходит на линию по выходным. И, между прочим, приносит прибыль. С 1 марта на маршруте троллейбуса №2 вводится подобная же схема. Все это делается для оптимизации транспортного сообщения и позволяет работать если не «в плюс», то, по крайней мере, не терпеть серьезные убытки. И кроме того, при введении разрывных смен потенциальные пассажиры пострадать не должны, поскольку смогут добираться до нужного места в то время, когда не будет «двойки», либо на «четверке», либо на «пятерке».

- Прозвучало обещание: когда мосты приведут в порядок, «сокращенные» маршруты возродят…

- Да, без лишней бюрократии (такие «возвращения» по закону являются ресурсоемкими процедурами) мы тут же восстановим эти маршруты. К слову, изначально рассматривался вариант с полным закрытием одного из данных маршрутов («двойки» или «четверки»), поскольку они во многом дублируют друг друга. Казалось бы, зачем? Но при закрытии пришлось бы уволить водителей и кондукторов, а затраты, к примеру, на депо, остались бы теми же, так как работники ремонтной бригады обслуживают весь парк. Поэтому экономически ликвидация одного из троллейбусных маршрутов была бы невыгодна. По крайней мере, сейчас мы исходим из этого, а дальше будем вести мониторинг. При этом, в нынешних сокращенных вариантах «двойка» и «четверка» сами себя окупают. Кстати, мост на улице Кирова у нас в первой очереди на ремонт. Как только его приведут в порядок – мы сразу «запитаем» Октябрьский район троллейбусными маршрутами.

- В нашей беседе все время упоминаются «прибыли» и «недостачи». Где за экономикой простой человек? Нельзя ли сделать так, чтоб, прежде всего, было удобно пассажиру? Чтоб он мог уехать в любое время из любой точки, а как это реализовать – пусть продумают ответственные лица…

- Давайте не забывать, что «Городской транспорт», осуществляющий троллейбусные перевозки, по своей организационно-правовой форме – МУП (муниципальное унитарное предприятие), т.е. коммерческая организация. При перевозке пассажиров и багажа, как и в любом другом виде бизнеса, убытки, как минимум, нежелательны. В данном случае их приходится компенсировать из бюджета города. А бюджет формируется из налоговых отчислений жителей Петрозаводска. Возникнет вопрос – почему кто-то из петрозаводчан должен будет платить за работающее «в минус» хотя и муниципальное, но коммерческое предприятие.

При этом надо отдавать себе отчет в том, что в наших условиях (высокая стоимость электроэнергии, изношенность парка и прочее) троллейбусные перевозки требуют дотаций. И, пожалуй, такая ситуация в ближайшее время сохранится. Вопрос только в сумме этих дотаций. Пытаться их снизить – наша задача, которую мы с коллегами стараемся решить.

И автобусы уступили дорогу

- Как автобусные перевозчики отреагировали на закрытие мостов и вынужденную смену схем движения?

- На то не было их воли. Думается, себе в убыток они явно не работают…

- Но жалуются?

- С их стороны есть претензии. Но надо отметить с положительной стороны, что, когда администрация сообщила о проблемах с городскими мостами и необходимости перекроить устоявшиеся маршруты, перевозчики отнеслись с пониманием. В итоге мы достигли компромисса. Между делом, в связи с изменениями путей следования «маршруток» подрос пассажиропоток в троллейбусах.

- Жители стали предпочитать автобусам электротранспорт?

- Получается, что так, хотя и не в тех объемах, как, к примеру, хотелось бы администрации. Возьмем «тройку» - троллейбус и автобус. Теперь они оба не могут проезжать мост на улице М. Мерецкова. И те, кто условно попадает в школу №9 или в район улицы Антикайнена – по нашим данным, стали чаще выбирать троллейбус.

- На Ваш взгляд, информации у горожан было достаточно обо всех новинках?

- В СМИ, на сайте администрации и «Городского транспорта» мы сообщали об изменениях. Считаю, что в сегодняшнем информационном обществе те, кто хотел узнать о маршрутах – узнал. Более того, перевозчики сами размещали внутри салонов информацию о планируемых изменениях. На данный момент рассматриваются варианты размещения на остановках сведений об интервалах движения и новых номерах маршрутов. Однако, есть сложности технического характера, а также, как показывает практика, дня через два эти стенды или информационные листки ломаются, уничтожаются. В микрорайоне Птицефабрика такая табличка и сутки не провисела. Приведу историю не о новых схемах, а в целом, о ситуации с «бытовыми» вандалами. В августе не успели мы оборудовать остановку у только что открывшегося Кадетского корпуса, - через три дня ее разрисовали и заклеили рекламными листовками..

- Остались ли «белые пятна» - объекты, в которые из-за новшеств труднее стало добираться? К примеру, офтальмологический центр на набережной Варкауса или миграционная служба на проспекте Невского…

- У нас нет такого микрорайона, в который тем или иным видом транспорта невозможно добраться. Да, где-то приходится пройти по 400-500 метров. По меркам больших городов – немного, но здесь также стоит понимать, что не по всем дорогам можно запустить движение общественного транспорта, поскольку существуют жесткие законодательные требования в данном вопросе с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения.

На Варкауса теперь не ходят троллейбусы, но мы договорились с автобусным маршрутом №8. И автобус теперь идет не по Октябрьскому проспекту, а по Варкауса в обоих направлениях. Почему нечасто? Потому что мало пассажиров – маршрут не самый востребованный.

Вот ранее существовали претензии – в Республиканскую больницу не могли добраться те, кто живет в районе ДСК. Мы поменяли маршрут №19 и горожане довольны, жалобы по этому поводу прекратились.

- Петрозаводчане могут обращаться к заинтересованным сторонам и сообщать о том, что новые схемы следует корректировать?

- Мы открыты для пожеланий и предложений. В арсенале граждан - электронная приемная на сайте администрации Петрозаводска, личные приемы, которые проводятся и главой города и профильными специалистами. Правда, иногда эксперименты проваливаются – так, несколько лет назад не оправдал себя маршрут по Карельскому проспекту, он не набирал необходимое количество пассажиров и оказался нерентабельным.

- Какая-то работа по оптимизации транспортных артерий карельской столицы еще ведется?

- Конечно, постоянно. К примеру, жители ТИЗ «Усадьба» хотят напрямую попадать на Ключевую, где их обслуживает поликлиника, есть школы и детские сады. Но предприниматели отказываются от такого маршрута – экономически он невыгоден. Есть вариант – для автобусного маршрута №21 или 22 сделать конечной станцией Кукковку-III. Также рассматриваются варианты «заведения» на Птицефабрику еще одного маршрута, дополнительно к автобусной «пятерке».

Глобально эта тема требует тщательной проработки. В прошлом году в администрации была создана рабочая группа по развитию транспортной системы Петрозаводска. В ее состав входят представители научного сообщества, специалисты администрации, депутаты и гражданские активисты. Возглавляет ее глава города Ирина Мирошник. И задача группы – решить, стоит ли кардинально менять систему или точечно улучшать ее? Тем более, что, во-первых, очень жестко регулируют эти вопросы нормативные акты, во-вторых, нынешняя схема движения транспорта в Петрозаводске складывалась много лет и нельзя сказать, что она абсолютно никуда не годится. Оптимизировать ее, точечно, стоит – это факт.

Валерия Новикова

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 7 марта 2018

Заголовок в газете: «К лету привыкнем»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру