«Чтим традиции – приумножаем задолженность»
Сменивший Губича на директорском посту Николай Раскатов был человек свой, чиновничий – пришел из госпредприятия «Леса Карелии». За дело он взялся ретиво, впоследствии республиканские СМИ писали – мол, вытянул лесопромышленного гиганта из долгов… Как заявляет нынешний директор «Кареллеспрома» Павел Дегтярев и как следует из материалов налоговой проверки – все было с точностью до наоборот.
Раскатов, несомненно, обнаружил «интимные» взаимоотношения двух «Кареллеспромов». То, что сделки носили явно убыточный для холдинга характер, не заметить было невозможно. Но он не только не прекратил перекачивание средств в стороннюю фирму - сотрудничество с ООО «КЛП» продолжилось, расширилось и углубилось. Для начала Раскатов продолжил заключать с этой фирмой договоры на строительство лесных дорог, подписал еще три аналогичных.
Тогдашнее руководство холдинга оценивало ситуацию просто восторженно. Читаем на официальном сайте компании: «В 2013 году было приобретено 60 единиц современной лесозаготовительной и дорожно-строительной техники. Покупка новых машин дала возможность вплотную заняться строительством лесовозных дорог. За 2013 год построено около 50 км лесных трасс при прежних годовых объемах от 6 до 14 км. В первом квартале 2014-го – еще 10 км». При этом не сообщается, чего это стоило. Между тем, если по первому контракту с ООО «КЛП», подписанному Николаем Губичем, холдинг остался должен подрядчику около 4 миллионов рублей, то после раскатовских договоров задолженность перед «ОООшкой» дошла до 97,5 миллиона.
Что ж, долг платежом красен – и «Кареллеспром» начал рассчитываться с подрядчиком сырьем. В зачет шел лес, что вырубался во время строительства дорог и что произрастал на лесных участках, к которым эти дороги вели. То есть фирма забирала себе практически всю древесину с делянок «Кареллеспрома» за то, что строила дороги к этим делянкам, и за то, что рубила этот лес (по расценкам в полтора раза выше рыночных). В результате холдингу оставались только совершенно ненужные ему «усы».
Объемы таких «зачетов» были глобальными: к примеру, в 2013 году из 583,8 тыс. кубометров лесозаготовок, совершенных холдингом, 533,2 тыс. кубометров достались ООО «КЛП». За 4 года – с 2012-го по 2016-й – фирма получила «зачетов» на более чем 392 миллиона рублей.
Позднее налоговые инспекторы по результатам проверки сделают вывод: договоры на строительство и содержание дорог с ООО «КЛП», как и контракты на многие другие работы, не были обусловлены никакими экономическими причинами и деловыми целями, и носили мнимый, формальный характер.
Прогрессивная схема
Впрочем, благоволение гендиректора «Кареллеспрома» Николая Раскатова к фирме-тезке, возглавляемой бывшим гендиректором Николаем Губичем, не ограничивалось передачей леса за дороги, которые те построили бы бесплатно. Принадлежащий государству холдинг продолжал снабжать «ОООшку» техникой. Как рассказывает новый руководитель «Кареллеспрома» Дегтярев, опираясь на данные налоговой проверки, в период с 2013 по 2015 годы в собственности у ООО «КЛП» оказалось 9 единиц лесозаготовительной техники и 26 автомобилей. Так вот: анализируя информацию о постановке и снятии машин с учета, налоговики увидели, что из этих 35 единиц 30 были куплены у «Кареллеспрома». Но в самом холдинге нет сведений не то что о переходе прав собственности – даже о самом наличии этой техники.
Что самое интересное – никто не делал секрета из теплых взаимоотношений двух «Кареллеспромов». Наоборот, это сотрудничество преподносилось как достижение. Вот что в феврале 2014 года писал на своей страничке в «Живом журнале» тогдашний депутат Законодательного Собрания РК коммунист Александр Степанов:
«Сегодня в правительстве состоялась встреча депутатов ЗС РК с Александром Худилайненом и членами правительства… Основным арендатором лесных богатств Пудожского района является ОАО «Кареллеспром», традиционный лесопромышленный холдинг, в котором часть акций принадлежит Республике Карелия. А есть некое ООО «Кареллеспром», куда выведена часть активов настоящего "Кареллеспрома". Некая странная схема, за которой, как говорят, стоят структуры Александра Сабадаша, бывшего сенатора, «водочного короля» и владельца Выборгского ЦБК… Поэтому я и задал вопрос о том, что раз есть пакет акций у государства, то у правительства имеется рычаг влияния на ситуацию… Поэтому, Александр Петрович, будет ли правительства что-то делать, чтобы Пудожский район перестал быть сырьевой колонией питерского бизнеса?
Возможно я чего-то не знаю, может вопрос был задан некорректно. Но, по словам А.Худилайнена, ОАО «Кареллеспром» ныне реанимирован, он за последний год расплатился с долгами и стал прибыльным. И все благодаря вот этой странной схеме с двумя «Кареллеспромами»…».
Между тем «странная схема» вынужденно закончилась. Как раз в феврале 2014-го Раскатов с Губичем подписали очередной договор на дороги, а спустя три месяца был арестован Сабадаш. ООО «КЛП» немедленно пошло ко дну: уже в декабре следующего года было объявлено о начале процедуры банкротства, а с августа 2016-го началась распродажа имущества. Предприятие ликвидируется до сих пор.
Но это означало только выход из игры Сабадаша и его команды. В остальном - зачем же прерываться? И появились новые игроки…
Читайте далее: "Как распиливали «Кареллеспром». Часть третья"