Как артист Крючков по Карелии "чесал"

Чем и на что жила Карельская филармония в советские времена. Часть первая

Когда мне предложили встретиться с Вячеславом Сеидовым - руководителем филармонии с 1972 по 1987 год,  как представили его, "человеком эпохи" - я думал увидеть этакого седобородого старца. Но "старец" (и правда - с элегантной бородкой) тут же заказал в филармоническом кафе чашку черного кофе и пожаловался, что пришлось совершить круг возле филармонии, чтобы припарковаться: "Раньше такого не было".

Чем и на что жила Карельская филармония в советские времена. Часть первая
Искусству не страшен мороз, если партия прикажет... Фото из архива Карельской государственной филармонии

- А как было раньше?

- В те годы филармония была многофункциональной организацией со множеством задач. Это - собственно филармоническая музыкально-просветительская деятельность, организация выступлений своих и гастролирующих артистов не только в Петрозаводске, но для жителей районов. И при всем этом… своего оркестра у нас в то время просто не было! Он тогда имел статус «Симфонический оркестр Карельского радио и телевидения». И филармония приглашала музыкантов на выступления - если хотите, брала в аренду. 200 рублей за концерт всему коллективу. Вам это покажется невероятным? Тогда слушайте.

В СССР филармонические артисты жили на государственном обеспечении, с одной небольшой "заковыкой". Они получали гарантированную зарплату - 75 процентов от установленного оклада. Но был стимул: чем больше концертов давал артист, тем больше был его доход. Для этого существовал "Его величество План", в котором было расписано все до мелочей: столько-то концертов за год, квартал, месяц.

Планы по обеспечению концертной деятельности в стране осуществляли три очень серьезных организации: Госконцерт, занимавшийся отправкой артистов за рубеж, Союзконцерт, в ведении которого оставались гастроли по союзным республикам, и Росконцерт, отвечающий за выступления на территории РСФСР, с которым в прямом контакте были областные филармонии.

Вячеслав Сеидов

Вся работа велась исключительно, как бы сейчас сказали, по "безналу". Не знаю точно, но догадываюсь, как это происходит сейчас - в шоу-бизнесе крутятся огромные деньги, а тогда все было проще и, главное,  доступнее. У нас проблем не было: звонишь в Москву - нам для "кассы" надо бы… И называешь фамилию артиста. Если нет форс-мажорных обстоятельств, он обязательно приедет, отработает заказанное число выступлений, мы ему - печать в командировочное удостоверение: мол, план выполнил. А заработанные деньги - переводом в Росконцерт.

Нашей же задачей было организовать приезд-отъезд  - ну, и теплый прием, который артисты, естественно, ценили. Хотя даже "звезды" тогда не были привередливыми. Одна из причин кроется в том, что в то время СССР был закрыт "железным занавесом": выступать за рубеж выезжали особо проверенные артисты. Остальные были вынуждены гастролировать по стране. Поэтому к нам приезжали такие мэтры как Рихтер, Спиваков, Ростропович... Кстати, Мстислав Леопольдович, как потом нам стало понятно, дал в Петрозаводске свою последнюю гастроль перед тем, как покинул СССР в 1974 году. Газеты тогда написали: "Выехавшие в зарубежные поездки М.Л. Ростропович и Г.П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР..."

Я не преувеличивал, когда говорил о том, что мы могли пригласить любую знаменитость. Вопрос упирался в помещение. Что имела тогда филармония? Официально нам принадлежал жалкий зальчик на 220 мест бывшего Дома крестьянина. Для больших филармонических концертов мы арендовали зал Финского (теперь уже Национального) театра, а эстраду отправляли в ДКиТ "Машиностроитель". В нем хоть и было 600 зрительских мест, но зал все равно не мог вместить всех желающих, не говоря о том, насколько плохую акустику имела "Машинка".

Был, конечно, Музыкальный театр, но он имел свой плотный репертуар, и его зал предоставляли в основном для "правительственных" концертов. Гастроли тех же Рихтера или Ростроповича, видимо, считались мероприятиями более низкого уровня, и в проведении их на главной театральной сцене республики нам отказывали.

И еще одни немаловажный момент. Люди постарше помнят, что цены в Советском Союзе были фиксированные: в кино - 20 копеек, на концерт в филармонию - рубль. Но, к примеру, ожидаемый переаншлаг на Рихтера не позволял поднять стоимость билета хотя бы до трех рублей - надо было запрашивать особое разрешение даже не Минкульта, а Совета Министров КАССР.

- Как же, несмотря на маленькие зрительские площадки и ограниченные сверху финансовые сборы, вам удалось приглашать настоящих филармонических звезд? Были государственные дотации?

- Господдержка существовала, но она шла на совершенно другие цели. Что тогда имели люди: радио, два канала телевидения, а в деревнях не было и того... Приезд любого артиста, особенно в небольшой город, не говоря уж о селе, был событием.

И государство это понимало. Дотации, которые мы получали, шли на культурную работу именно в районах республики. Конечно, оркестр в сельский клуб не привезешь, но бригады артистов забирались в самые отдаленные поселки Карелии. Это были сборные коллективы, иной раз со всей страны, мобильные, способные выступать даже в лесу или в поле. Обычно эти бригады состояли из музыкантов - баяниста, скрипача, пары солистов или танцоров, фокусника, чтеца.

Для создания таких концертных бригад я, как худрук, мотался по стране, выискивал интересных артистов, потом мы организовывали прослушивания, договаривались об оплате (обычно такие артисты имели низкую тарифную ставку, что было нам выгодно), определяли число выступлений, маршрут. И вот вам – по автобусам (в филармонии их было аж пять) и в путь! Но случалось и так, что транспорт не помогал, и тогда до животноводческой фермы или лесной делянки наш автобус тащил трактор.

Ситуация одномоментно могла быть такая: группа на станции Шуйской, ансамбль - в Орле, бригада - в поселке Чупа, солист в - Оренбурге... А в зале филармонии - обязательно филармонический концерт. И обратите внимание: по три-четыре в неделю.

Так работали все областные филармонии: по сути, они копировали деятельность Росконцерта, поэтому нашу можно было смело назвать "Карелконцерт". А настоящие филармонии, в прямом понимании их функций, были только в Москве и Ленинграде. Отсюда и специфика работы областных филармоний: выручала эстрада. На ней зарабатывали, на классике "проедали".

Мне и сейчас молодые музыканты не могут поверить, что в то время Карельская филармония давала до нескольких тысяч концертов в год. А все объясняется просто. Вы слыхали о таком понятии в советской эстраде, как "чёс"?

- Что-то вроде турне в стиле нон-стоп?

- Можно и так сказать. У эстрадного артиста в плане было 60 концертов в квартал. Обычно он делал их за полтора месяца, а остальное время мог посвятить созданию новой программы, репетициям или просто отдыху. А иногда - "левым" концертам, за что наказывали в те времена нещадно - вплоть до тюрьмы. У нас, в Карелии, "чёс" был только легальный.

Для гастролирующих артистов он был отработан до мелочей. Сборная "команда" под эгидой Росконцета отправлялась по отработанному железнодорожному маршруту из Москвы в Петрозаводск, Мурманск, и далее в Архангельск, Сыктывкар, Вологду, и заканчивала выступления в Ленобласти.

Среди гастролирующих "чесом" артистов были и одиночки. Самый яркий пример - Народный артист СССР Николай Крючков.

 Николай Крючков - любимец советской публики

В восьмидесятые он три года подряд приезжал в Карелию, "прочесывая" самые ее глухие уголки, и везде имел огромный успех. И чего греха таить: киноактер нам был ценен не только как любимец советской публики, но и как источник дохода для филармонии. Затраты на выступления минимальные: есть в клубе киноустановка - покажут "Небесный тихоход", найдется баян - споет "Ну, а девушки - потом…", нет ни того, ни другого - Николай Афанасьевич сам был прекрасным рассказчиком.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру