ВИА, Шульженко и Вольф Мессинг выступали в Карелии на одной сцене

Чем и на что жила Карельская филармония в советские времена. Часть вторая

Вячеслав Сеидов был руководителем Карельской филармонии 15 лет - с 1972 по 1987 год. Он как никто помнит, что представлял собой советский шоу-бизнес, и рассказал об этом нашему корреспонденту.

Чем и на что жила Карельская филармония в советские времена. Часть вторая
Такими были карельские ВИА в 80-х

Читайте по теме: Как артист Крючков по Карелии "чесал" 

…Если уж говорить об эстрадном направлении, то нельзя не упомянуть ВИА "Онежский меридиан" и "Рулла", исполнявшая музыку с национальным колоритом. ВИА - вокально-инструментальный ансамбль. Иначе зарождающиеся в СССР рок- и поп-группы называть было нельзя. Даже "Битлз" на пластинке-миньоне фирмы "Мелодия" именовался ВИА. Оба этих коллектива были очень сильными группами, так же гастролировавшими по всей стране. Успех обеспечивал талантливый солист, до этого работавший в Музыкальном театре республики - Заслуженный артист Карелии Евгений Флек. Сегодня об этом мало кто знает, но Евгений выступал в совместных концертах с Эдитой Пьехой, Софией Ротару и мало кому тогда известной Аллой Пугачевой.

А вообще в разное время в составе филармонии были камерные вокальные и инструментальные ансамбли, эстрадные коллективы, коллектив "Русская удаль", где солировала настоящая русская красавица "а ля Зыкина" Сталина Цуганова… И даже Театр эстрадных миниатюр!

На заработанные деньги мы могли приглашать известных артистов, и каждый концерт старались сделать Концертом с большой буквы, в котором все чаще использовался оркестр Карельского радио и телевидения - ведь он был (и сегодня остается) единственным, если не считать Санкт-Петербурга, симфоническим оркестром на всем Северо-Западе страны. Оркестром в разные времена руководили великие дирижеры: Юрий Аранович, Александр Дмитриев, Федор Глущенко... В 1973 году его возглавил Эдвард Чивжель. Он работал с коллективом до начала1991 года, пока, однажды уехав за границу на гастроли, не попросил там политического убежища. Так что можно сказать, что с подмостков наших филармонических подмостков отбыли на Запад два великих артиста - Ростропович и Чивжель.

С Эдвардом Ричардовичем мы быстро сошлись, стали, как говорится, родственными душами. Ученик самого Мравинского, он, благодаря своему уже тогда громкому имени и личным контактам, сумел организовать на нашей сцене выступления таких звезд, как Николай Петров, Владимир Виардо, Дмитрий Башкиров, Юрий Башмет, Александр Ведерников... И к подбору музыкального материала мы подходили трепетно: с афиш довольно часто звучало не только "Впервые в Петрозаводске!", но и "Исполняется впервые!"

- Вячеслав Сергеевич, а петрозаводская публика была готова их принять?

- Если говорить о публике в широком понимании этого слова - нет. Конечно, на концертах звезд с мировым именем был аншлаг, но слушателями были в основном профессионалы, как-то связанные с музыкой - преподаватели, студенты. А если артист был менее известный, хотя уже проглядывался талант, зал мог быть и полупустым. И причину я вижу в том же "железном занавесе". На внутреннем музыкальном рынке был переизбыток гастролеров, и в нашем маленьком городе публики просто не хватало на всех.

Перенасыщение классикой чувствовалось по всему Союзу. На ежегодных совещаниях в Росконцерте стоял стон: не надо нам скрипачей или виолончелистов, дайте эстраду. Хотя эстрадников за глаза не уважали, но выпрашивали и ВИА, и "цыган", и "экзотических магов". Кстати, у нас в Карелии Вольф Мессинг гастролировал трижды. Зато в конце семидесятых на концерт великой Клавдии Шульженко в Петрозаводске пришло полтора десятка человек.

Сегодня принято считать, что филармоническая публика нашего города имеет изысканный вкус, и это правда. Но не стоит думать, что так было всегда. Выскажу крамольную мысль: мы - филармония - сделали ее такой. Я уверен, что многие, уже убеленные сединами, зрители, заполняющие сегодня зал филармонии, в те времена были детьми, чьи папы и мамы однажды купили им школьный абонемент на концерт классической музыки в каком-нибудь райцентре Карелии. А потом эти дети, учась в вузе или техникуме, уже сами приобретали абонемент - студенческий.

Мы наладили распространение 16 абонементов по всей республике. Приехала знаменитость - концерты в Петрозаводске и обязательно на периферии,  прежде всего в районных музыкальных школах. А в Петрозаводске в абонемент для школьников всегда включались выступления лучших артистов, приезжающих в Карелию. Родилась такая традиция: ежегодно симфонический оркестр завершал свой сезон совместным концертом, в котором солировали ученики музыкальной школы, а за дирижерским пультом стоял сам маэстро Чивжель. И зал был всегда переполнен. Теперь вы понимаете, почему у нас такая публика?

- Вячеслав Сергеевич, сегодня многие артисты того времени жалуются на цензуру. Она коснулась нашей филармонии?

- Я лучше расскажу о самих цензорах. Как-то мы заказали в типографии программу симфонического концерта - красивую, на хорошей бумаге. Раздали зрителям, и вдруг: гул, оживление, даже смех... Я как глянул, а на обратной стороне текст: «Уважаемый Юрий Владимирович!», и далее поздравление генсеку Андропову с днем рождения. Подпись: "Первый секретарь Карельского обкома КПСС И. Сенькин". В типографии что-то напутали с клише, а цензор, без разрешающего штампа которого не могла увидеть свет ни одна печатная строчка, прошляпил…

…В 1987 году Вячеслав Сергеевич Сеидов был приглашен на должность руководителя ансамбля «Кантеле», в котором проработал ровно столько же, сколько в нашей филармонии - 15 лет. Итог - 30 лет вместе с Ее величеством Музыкой.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру