У Петрозаводска появится собственная "производственная" опера XIX века

Драму о любви и смерти на Александровском заводе готовят к премьере в Музыкальном театре Карелии

Если задаться вопросом, можно ли сегодня заказать сочинение оперы, то выяснится, что можно. Правда, в России такое может позволить себе, к примеру, Большой театр. А теперь еще и самый большой театр нашей республики.

Драму о любви и смерти на Александровском заводе готовят к премьере в Музыкальном театре Карелии
Эскиз декораций нового спектакля

Местным театралам уже известно о том, что на сцену карельского театра переносят опубликованную в 1935 году повесть Константина Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля», действие которой происходит в Олонецкой губернии после Отечественной войны 1812 года. За кадром пока остаются подробности, о которых мы и попросили рассказать директора Музыкального театра РК Елену Ларионову. Первый разговор – с ней, поскольку именно Елене Геннадьевне пришла идея поставить новую оперу, основанную на местном материале. А также, что не менее важно, ей удалось найти деньги на постановку.

 Елена Ларионова

- История, рассказанная Паустовским, вызывает интерес уже на протяжении не одного десятилетия именно в Петрозаводске, – рассказывает директор театра. – Особенно на заре 90-х, когда у нас отмечался явный дефицит культурных достопримечательностей. Тогда так не хватало красивых историй о прошлом, а в легенду о Шарле Лонсевиле верили настолько, что были готовы, не находя его могилы (что естественно – персонаж-то вымышленный) сами создать ее. При этом история нашего города всегда была связана с промышленной историей Российской империи. Все взлеты и падения Петрозаводска зависели в первую очередь от состояния промышленности. Начиналась война, появлялась потребность в пушках – и Петрозаводск тут же расцветал. Война заканчивалась, мы начинали производить пуговицы, сковородки и другие предметы быта – и сразу у нас все потихонечку «сдувалось»… Об этом нам рассказал директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг – он выступил в качестве исторического консультанта постановки.

Конечно, в театре не ставили перед собой задачи перенести на подмостки всю повесть. Наверно, сегодня несколько несвоевременно смотрелся бы спектакль – тем более музыкальный! – где главный герой занимается изобличением крепостничества. Поэтому для начала надо было понять, можно ли вообще сделать из этого материала оперу. И дирекция обратилась с этим вопросом к известному российскому драматургу Ольге Погодиной-Кузминой. Через какое-то время та сказала: можно. Была собрана команда, которая и приступила к работе над будущим спектаклем.

Либретто под названием «Карельский пленник» написала сама Погодина-Кузмина. Взяв за основу повесть, она добавила масштабности: Наполеон и Александр I, пожар Москвы, отступление французской армии… Но, конечно, главной темой стала любовь. Даже несколько линий любви, причем трагических – иначе какая же это опера?.. Главное: видоизменив саму историю пленного французского офицера-пушкаря, авторы соединили с ней исторические реалии старого Петрозаводска. Рамки всей этой истории мы расширили, чего требовали законы жанра.

Команда авторов – питерская. Ольга Погодина-Кузмина, композитор Илья Кузнецов, режиссер-постановщик Александр Петров, художник-постановщик Вячеслав Окунев – все из Санкт-Петербурга. Поэтому пришлось погружать их в местный материал – водить в музеи, устраивать встречи на самых разных уровнях, даже в Карельском научном центре РАН. Композитор знакомился с особенностями местного фольклора.

 Александр Петров. Фото: Виталий Голубев.

Сейчас, когда музыка и либретто уже написаны, вовсю идут репетиции, мы раз за разом убеждаемся, что получился яркий качественный материал, он нравится артистам, и есть все шансы, что понравится публике. В спектакле занята практически вся оперная труппа театра, много массовых сцен, работы хора, красивая хореография. В общем, в «Карельском пленнике» есть все, что должно быть в большой опере.

 Работа над спектаклем шла около полутора лет. Естественно, такое масштабное начинание, как собственная опера, потребовало значительных затрат. На помощь пришел грант Минкульта России.

– Мы очень благодарны Министерству культуры за такую поддержку и такую возможность, – говорит Елена Ларионова. – Это реальные деньги, которые позволяют пойти на настоящий прорыв. Когда мы только сочиняли заявку на грант, мы уже понимали, что нам предстоит создать нечто очень значимое для культуры Карелии. Это будет национальная опера.

   Эскизы костюмов

Итак, с тем, что мы услышим, уже более-менее ясно. Но что мы увидим на сцене? Художник-постановщик спектакля, Народный художник России Вячеслав Окунев не является, скажем так, поклонником минимализма. По словам Ларионовой, пусть мы не увидим полной аутентики – но пушки на сцене лить будут.

- Зрители должны понимать, что мы не ставили перед собой цель обеспечить абсолютную историческую достоверность происходящего, хотя на сцене будут действовать реально существовавшие люди, - напоминает директор театра. – Факты могут быть переставлены во времени и в пространстве, потому что нам нужен конфликт, интрига…  И они будут.

Премьера спектакля состоится 17-18 ноября. И едва ли не впервые в истории Карелии театралы могут смело заявить: мы увидим мировую премьеру оперы.

Фото из архива Музыкльного театра РК

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 31 октября 2018

Заголовок в газете: Производственная опера XIX века