В Петрозаводске высадился десант норвежских викингов. ФОТО

Пока это были только разведчики

20.05.2019 в 20:19, просмотров: 747

Уникальный совместный проект готовит наш клуб «Полярный Одисей» в сотрудничестве со скандинавскими партнерами.

В Петрозаводске высадился десант норвежских викингов
Потомок викингов инспектирует русскую лодью. Фото: Людмила Корвякова

В начале мая в карельской столице оказались сотрудник норвежского Музея викингов Тарье Бё и бизнесмен в области туризма Кьелль Сорбо, причем в сопровождении солидной группы поддержки. Они прибыли покорять Морской центр Петрозаводского клуба "Полярный Одиссей", и Тарье Бё был самым экзотичным и эмоционально-напористым представителем древнего народа воинов и мореплавателей-первопроходцев. Однофамилец всемирно известных братьев биатлонистов (о которых он, похоже, не ведает, так как целиком занят историй своих предков) был облачен в красно-синие одежды викингов, которые венчала роскошная волчья шкура.

- А где же ваш боевой топор? - спросили его журналисты.

- Я прибыл с миром, - смиренно ответствовал гордый потомок скандинавских воителей.

Норвежцы действительно прибыли в Петрозаводск с мирной целью - включится в Миссию "Скандинавское кольцо", которую уже год готовит клуб "Полярный Одиссей".

Миссия была задумана год назад как первая смешанная экспедиция вокруг одноименного полуострова: на копиях старинных судов мореходами, и на автобусах - с представителями культуры и туристического бизнеса. Цель миссии - разработка туристических маршрутов между скандинавскими странами и регионами Северо-Запада России - Калининградской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской областями, и естественно, Карелией. Ее итогом, считают организаторы, должно стать создание инфраструктуры для приема гостей по обе стороны границы: от "марин" - оборудованных водных стоянок, до строительства пассажирских судов класса "река - море".

Как и петрозаводские мореходы, строящие для этой экспедиции реплику 18-метровой древнерусской лодьи, норвежцы воссоздают копию своего драккара - схожего по типу судна викингов.

Впрочем, сам Тарье Бё нас тут же поправил:

- Эти суда во всем мире называют драккарами (дословно можно перевести как "корабль-дракон" из-за установленного на носу изображения мифического чудовища – авт.), но только не в Норвегии. У нас это просто "корабли викингов" или "викингские лодки". Они бывают разных типов: боевые - узкие и длинные, как стрелы, способные под парусом и на веслах развивать большую скорость для атаки; смешанного типа - более широки для перевозки снаряжения викингов в дальних походах; и совсем "пузатые", предназначенные для захваченной добычи или купленного товара.

- Еще в 890 году один из наших конунгов (вождей викингов) добрался до архангельских земель и привез оттуда много шкур морского зверя и жира, которые выгодно продавал по всей Европе, - продолжает рассказ Тарье. - Вот мы и решили у себя построить викингское судно, чтобы повторить этот поход. А тут узнали про "Скандинавское кольцо", и попасть в него для нас стало большой удачей.

15-метровую лодку строят в Музее викингов "Лофотр" (Lofotr Viking Museum), что находиться на Лофотенских островах возле северо-западного побережья Норвегии - там, где работает Тарье Бё. В этом местечке в начале 80-х годов было найдено городище древних норвегов, в том числе и фундамент хоромов ярла - вождя племени - длиной 80 метров. На его основе был построен музейный комплекс, одна из самых посещаемых достопримечательностей Норвегии.

На сегодняшний день строительство драккара, получившего название "Lofotr", находится на завершающей стадии. Лодка будет иметь одну мачту, шесть весел и 12 гребцов, которые будут поочередно сменять друг друга. Вместо каюты - тент на палубе, как и было принято у суровых норвежских мореходов.

В "Полярном Одиссее" на средства гранта Президента РФ, выделенные на создание Морской судостроительной школы, строят похожее судно, только на три метра длиннее. Но это не означает, что удобств на нем будет больше - технологии прошлого блюдут в обеих странах. Не будем передавать жаркий, но очень специфический по терминологии разговор корабелов об устройстве мачт и парусов, особенностях корпуса норвежской и русской лодей. Главное, что их создатели нашли друг друга и решили объединить свои усилия.

27 апреля 2018 года Глава Карелии Артур Парфенчиков подписал постановление "О создании рабочей группы по реализации международного туристского проекта "Скандинавское кольцо". Но, как отметил президент клуба "Полярный Одиссей" Виктор Дмитриев, не удалось провести даже организационную конференцию с участием заинтересованных сторон. А их, как показал стихийный приезд норвежцев и архангелогородцев, не мало.

Фото Людмилы Корвяковой