Спектакль по произведениям Сергея Довлатова уже был спорной идеей: его рассказы очень трудно экранизировать или переносить на сцену. Взглянуть на эксперимент молодых артистов из Санкт-Петербурга было интересно.
Самое обидное, что постановка очень даже удалась – но частями. На мой взгляд, это связано с тем, что в ее основу положено сразу 12 произведений, а играют в них разные актеры, которых в два раза больше.
Естественно, что-то получилось лучше, а что-то хуже. Действо больше напоминает дипломный спектакль, где каждому по очереди дают играть главную роль. Но не все части спектакля одинаково успешны, и перепады существенны. Зритель вынужден скакать по этим эмоциональным горкам в течение более чем 3 часов. В итоге многих «укачало»: на последней (как выяснилось) новелле - одной из лучших - зал покинуло пару десятков человек. Зритель устал и больше не мог воспринимать.
Как выяснилось, «Мастерская» представила нам... экзамен по сценической речи, а режиссером выступила преподаватель этой дисциплины. То есть из экзамена, конечно, сделали спектакль, почему-то не отделив одно от другого, и в таком виде привезли на гастроли. Дикция и интонация – это прекрасно, но театр – это все-таки действие, развитие образов, завязка-кульминация-развязка. В доброй трети «номеров» этого не было: рассказы Довлатова неповторимы по своему языку, но далеко не все хорошо воспринимаются на слух.
Артисты молоды: это выпуск 2018 года, они составляют так называемую стажерскую труппу театра. Они красивы, очень талантливы, прекрасно вжились в свои роли и подали довлатовские истории со свойственными писателю юмором, яркостью образов, грустной самоиронией…
Им хочется аплодировать, но нет сил досидеть до конца. А досидев, нет сил ждать, пока они выйдут на второй поклон. В результате артисты, отработавшие до последнего пота, видят перед собой полупустой зал. И этому никак не помогают работницы Музтеатра, отказывавшиеся выпускать зрителей, пока не скажет слово режиссер-постановщик.
Не собираюсь критиканствовать и указывать постановщику, что нужно оставить, а что убрать. Но убрать что-то придется, потому что зритель реально устает, и это бьет по всем. Единственный и естественный выход – оставить в спектакле лучшее и лучших. Экзамены сданы, и теперь нет никакого смысла делать втридцатиром то, что прекрасно сделают шесть-семь человек.
Фото Людмилы Корвяковой