Почему петрозаводчане уходили со спектакля приезжих артистов: личное мнение

Досрочно покинуть зал людей заставила не игра актеров, а простая усталость

В минувший вторник в Музыкальном театре Карелии стартовал фестиваль «Золотая маска». Открыл его спектакль «Довлатов P.P.S.» питерского театра «Мастерская». Действие, начавшееся на достаточно высокой ноте, закончилось тихим скандалом.

Досрочно покинуть зал людей заставила не игра актеров, а простая усталость
Фото Людмилы Корвяковой

Спектакль по произведениям Сергея Довлатова уже был спорной идеей: его рассказы очень трудно экранизировать или переносить на сцену. Взглянуть на эксперимент молодых артистов из Санкт-Петербурга было интересно.

Самое обидное, что постановка очень даже удалась – но частями. На мой взгляд, это связано с тем, что в ее основу положено сразу 12 произведений, а играют в них разные актеры, которых в два раза больше.

Естественно, что-то получилось лучше, а что-то хуже. Действо больше напоминает  дипломный спектакль, где каждому по очереди дают играть главную роль. Но не все части спектакля одинаково успешны, и перепады существенны. Зритель вынужден скакать по этим эмоциональным горкам в течение более чем 3 часов. В итоге многих «укачало»: на последней (как выяснилось) новелле - одной из лучших - зал покинуло пару десятков человек. Зритель устал и больше не мог воспринимать.

Как выяснилось, «Мастерская» представила нам... экзамен по сценической речи, а режиссером выступила преподаватель этой дисциплины. То есть из экзамена, конечно, сделали спектакль, почему-то не отделив одно от другого, и в таком виде привезли на гастроли. Дикция и интонация – это прекрасно, но театр – это все-таки действие, развитие образов, завязка-кульминация-развязка. В доброй трети «номеров» этого не было: рассказы Довлатова неповторимы по своему языку, но далеко не все хорошо воспринимаются на слух.

Артисты молоды: это выпуск 2018 года, они составляют так называемую стажерскую труппу театра. Они красивы, очень талантливы, прекрасно вжились в свои роли и подали довлатовские истории со свойственными писателю юмором, яркостью образов, грустной самоиронией…

Им хочется аплодировать, но нет сил досидеть до конца. А досидев, нет сил ждать, пока они выйдут на второй поклон. В результате артисты, отработавшие до последнего пота, видят перед собой полупустой зал. И этому никак не помогают работницы Музтеатра, отказывавшиеся выпускать зрителей, пока не скажет слово режиссер-постановщик.

Не собираюсь критиканствовать и указывать постановщику, что нужно оставить, а что убрать. Но убрать что-то придется, потому что зритель реально устает, и это бьет по всем. Единственный и естественный выход – оставить в спектакле лучшее и лучших. Экзамены сданы, и теперь нет никакого смысла делать втридцатиром то, что прекрасно сделают шесть-семь человек.

Фото Людмилы Корвяковой