Как художник из Карелии рисовал Сталина

Более 20 лет назад Георгий Стронк рассказал нашему корреспонденту эту историю

Март 1953 года Георгию Адамовичу запомнился на всю жизнь: умер Сталин. К тому времени Стронк уже был известным художником, его хорошо знали в Москве. Поэтому его в числе одиннадцати лучших портретистов страны пригласили запечатлеть "вождя народов" на смертном одре.

Более 20 лет назад Георгий Стронк рассказал нашему корреспонденту эту историю
Прощание с вождем. Рисунок Георгия Стронка

Портрет, которого не было

- Этого никогда не забудешь, - вспоминал живописец. - Толпы людей в Москве на улицах, перегороженных автомобилями, неудержимый плач. Хорошо одетые мужчины и женщины в мехах лезли по грязи на грузовики, чтобы побыстрее занять очередь к гробу. Массовая истерия...

Нас, художников, разместили довольно близко к постаменту с гробом, и все было видно как на ладони. Но напряжение от возложенной ответственности было такое, что карандаш в руках дрожал, и не было возможности что либо разглядывать, кроме человека, лежащего в гробу. И все же, краем глаза я видел людей, которых знал только по портретам.

Прощание с тов. Сталиным в Колонном зале Дома Союзов 7 марта 1953 года. Фото из газеты "Правда"

Особенно запомнился Лаврентий Берия – хотя, что мы знали о нем тогда? Слегка затемненное пенсне, взгляд был просто стремительный, зловещий. И походка - хищная, пружинистая...

После похорон нас вызвал министр культуры СССР (Николай Беспалов, был снят с должности сразу после этих событий, 15 марта - авт.) "Товарищи художники, - сказал он, - вам доверено изобразить прощание с великим вождем. Как вы будете это делать - решайте сами. А сейчас пройдите в соседнюю комнату и назовите стоимость работы, какую сочтете нужной и получите 25-процентный аванс". Я остолбенел: такого наш брат отроду не слышал. Не скрою, некоторые коллеги на этом хорошо нажились.

Вернувшись в Петрозаводск, я приступил к выполнению заказа. Примерно через месяц ко мне пришел офицер госбезопасности, он справился о ходе работ и передал мне 25 процентов гонорара.

Спустя некоторое время появился новый гонец с очередной порцией денег и неожиданным распоряжением: приостановить до особого распоряжения выполнение заказа. А еще через месяц мне выдали остаток суммы уже с жестким приказом: работу полностью прекратить. Что я, естественно, и сделал. Насколько мне известно, некоторые художники попытались работать по теме "Сталин на смертном одре" и получили большие неприятности. В чем была причина столь резкого запрета - точно сказать не могу, но, думаю, это было прямое указание Берии…

У портрета, как у человека - своя судьба

Тогда - в 1999 году - во время интервью в мастерской, Георгий Адамович показывал мне портрет Отто Куусинена, оригиналы рисунков Антикайнена, похорон Сталина, но что произошло с портретом Куприянова, рассказывать не стал. Сегодня можно отметить, что из всех этих работ широкую известность получил лишь набросок так и не состоявшегося портрета Антикайнена.

Тойво Антикайнен. Рисунок Георгия Стронка

В 2008 году вышла очередная книга с его жизнеописанием и этим рисунком на обложке.

Читайте по теме: "Кто был первым художником-портретистом советской Карелии"

Что произошло с остальными творениями портретиста, я и попытался выяснить спустя 22 года после встречи.

Как сообщили в музее ИЗО, этих работ в его фондах нет. Свою версию выдвинул директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг: "Ты ведь сам знаешь, что в советские времена, в зависимости от политической конъюнктуры, из истории вымарывались не только страницы книг и документов, но "чистились" и музейные фонды. Хотя есть надежда, что эти работы хранятся у родственников художника".

Мне удалось связаться с Еленой Стронк, женой внука художника. Она рассказала, что после смерти Георгия Адамовича и возвращения его мастерской Союзу художников Карелии, часть наследия перешла в руки родственников, проживающих в Оренбурге, а остальное осталось у родных в Петрозаводске. Среди этих работ есть и портрет Куусинена. Конечно, не тот, что Стронк рисовал в Москве, а один из вариантов этого полотна.

А портрета Куприянова в сохранившемся наследии Стронка не оказалось. Как предполагают родные Георгия Адамовича, эту работу, а заодно и наброски, сделанные художником, были уничтожены по распоряжению органов госбезопасности после того, как руководителя республики в 1950 году объявили "врагом народа". Что скажешь: у каждого портрета, как и у человека, своя судьба...

Георгий Стронк в своей мастерской.

Автор благодарит Национальную библиотеку РК и Елену Егоровну Стронк за помощь в подготовке материала.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру