Если кто не знает: у всех театральных актеров страны, в том числе и карельских, выходной – понедельник. Потому что в воскресение у них спектакли. По этой причине и главный спектакль года – церемония вручения "Онежской маски" – проходит по понедельникам, когда сцены театров свободны. Так произошло и 28 марта в Музыкальном театре Карелии.
Описывать словами свои впечатления от уведенного в наше время – дурной вкус и прошлый век. Поэтому бессменный фотокорр "МК в Карелии" Людмила Корвякова запечатлела для вас главные события церемонии.
Напомним, что с прошлого года конкурс, бывший ранее "многополярным", трансформировался в чисто актерский. То есть жюри, также состоящее наполовину из актеров, определяет не лучший спектакль или лучшую режиссуру, а чисто артистическую работу. При этом жюри оставляет себя самый широкий простор для деятельности: оно может наградить вне номинации, или оставить номинацию без лауреата. Именно последнее случилось в этот раз, причем дважды, что вызвало шквал вопросов. Приз не присудили ни за лучший эпизод, ни за главную номинацию – лучшую женскую роль.
Объяснение происходящему нашему изданию дала член жюри, актриса театра "Творческая мастерская" Наталья Мирошник – сама лауреат "Онежской маски" и, между прочим, заслуженная артистка Карелии.
На лучшую женскую роль были номинированы только две актрисы: Эльвина Муллина за "Царскую невесту" (Музыкальный театр) и Марина Збружинская за "Сирано де Бержерака" (Театр кукол). Амплуа абсолютно разные: первая – солистка, вторая – ансамблевая роль. В отсутствии иных конкурентов сравнивать их было практически невозможно.
От себя добавим: даже если бы кого-то выбрали "большинством голосов" – никто толком не смог бы внятно объяснить, почему из двух подлинных звезд карельской сцены предпочли именно эту, а не другую.
Что касается номинации "эпизод", то там похожая картина. В итоге за эпизод была вручена премия "Форс-мажор": ее получил тандем Владимир Мойковский – Валерий Чебурканов. За что именно, плюс вся остальная официальная информация – в "сводке" Союза театральных деятелей Карелии.
А теперь эксклюзивные подробности.
Дебютанту Руслану Арифуллину премия, по нашей информации, была присуждена единогласно уже на первом обсуждении жюри.
Руководитель балетной студии Наталья Гальцина в ответной речи напомнила, что впервые вышла на сцену Музтеатра 56 лет назад. Не верим. Но приходится.
За премию Борису Гущину отдельный поклон от журналистов председателю СТД Карелии Снежане Савельевой: Бориса Александровича мы всегда будем помнить как нашего коллегу.
Теперь пара слов о церемонии. Первое: конферанс без Георгия Николаева, впервые за 6 лет. Его заменила прекрасная актриса Национального театра Юлия Куйкка. Но разрушение тандема Федорова-Николаев повлекло и изменение концепции: ведущие были постоянными участниками действа.
Второе: церемония прошла в жанре мюзикла. В очередной раз не находим слов от восхищения: драматические актеры и кукловоды ставят мюзикл (конечно, с помощью профессионалов Музтеатра, хореографа Олега Щукарева, который раскрывает все грани наших артистов, и режиссера церемонии Снежаны Савельевой, которая раскрывает вообще все).
То, что в Голливуде – сенсация (ах, Мэрил Стрип и Пирс Броснан пели сами в "Мамма мия!"), для наших – просто "Онежская маска", которую нужно "допилить" за несколько ночей, не имея доступа к сцене, поскольку там свои репетиции. Как получилось – в видеозарисовке Дениса Погребного.
Третье: в республике прибавилось Заслуженных артистов Карелии. Ими стали Александра Анискина и Людмила Исакова (Нациольнальный театр), Валерий Израэльсон (негосударственный театр "Ad Liberum"), Наталья Ландовская и Павел Назаров (Музыкальный театр). Поздравляем!
Ну и последнее. То, что журналисты сказали актерам по завершении официальной части праздника.
Происходящее сегодня с нашей страной и вокруг нашей страны накладывает отпечаток на всех. Вне зависимости от того, как мы к этому относимся. И как карельские артисты посреди всего этого находят в себе силы нас развлекать, откуда черпают внутреннюю энергию – одна из самых, на наш взгляд, главных загадок театра. Сегодня, чествуя День театра, наша очередь поклониться тем, кто обычно кланяется нам. За то, что они нам напоминают: искусство вечно. А любовь спасет мир, даже если на стене висит ружье.