Как королевский рояль прибыл в Петрозаводск

Одну только упаковку инструмента можно было выставлять в музее

Мы уже рассказали, как в 1994 году Карелия за огромные деньги покупала рояль фирмы "Steinway & Sons". Но доставка уникального инструмента тоже была непростой.

Одну только упаковку инструмента можно было выставлять в музее
Рояль закрывается на золотой ключик. Фото Михаила Олыкайнена.

На грузовике и без охраны

Рассказывает Татьяна Георгиевна Шерудило, ныне руководитель отдела организации концертов Карельской филармонии. Так случилось, что в момент прибытия уникального инструмента руководство филармонии разъехалось по командировкам, и принимать рояль пришлось ей: 

Татьяна Шерудило. Фото Карельской филармонии

"Как мне помнится, рояль приобретался для Симфонического оркестра Гостелерадио Карелии. Но в то время у коллектива не было своей концертной площадки, кроме студии на телецентре, где проходили репетиции и эфирные выступления. Филармония же, приглашая пианистов всесоюзного масштаба, заключала с оркестром договоры на сопровождение концертов, которые проводились на сценах наших театров. Публика их принимала с восторгом, но имеющиеся в городе рояли не соответствовали уровню исполнителей. Нужен был новый хороший инструмент.

Подробностей заключения контракта на закупку "Steinway", я, конечно, не знаю, но как его привезли в Петрозаводск - запомнила в мельчайших деталях. Начну с того, что в те "бандитские 90-е годы" рояль стоимостью более 100 тысяч долларов везли из питерского порта на обычном грузовике без охраны. Любой злодей мог бы "экспроприировать" и продать его кому-то или просто сдать на металлолом - вес только стальной рамы инструмента составляет примерно 600 килограммов. Да что говорить, в те годы во время гастролей у нас украли валторну...

Было принято решение, что "Steinway" пока "поживет" в Финском (ныне Национальном) театре. Почему его сразу не отправили в филармонию, которая еще в 1992 году получила здание упраздненного Дома политпросвещения на улице Кирова, 12? Дело в том, что оно не было приспособлено для проведения концертов: зал с маленькой сценой, на которой мог разместиться лишь стол для членов президиума обкома КПСС. 

На сцене Дома политпроса едва умещались партийные вожди.

А акустика была такая, что на сцене слышалось каждое слово из зала, но с этого "помоста" до зрителя не доходило ни звука. Да и физически не было шанса внести с улицы на сцену столь объемный инструмент.

Поэтому решили установить рояль в Финском театре, за сценой которого имелся рабочий вход, через который его даже в объемной упаковке можно было пронести. Вам трудно будет поверить, что и в этом здании условия для хранения рояля были плачевные. Крыша театра текла, отопление едва работало... Слева от сцены был оборудован утепленный "ангар" или, как сейчас бы сказали, "модуль", обитый от протечек с потолка полиэтиленовой пленкой".

Кому достался "золотой ключик"

"И вот пришел грузовик с огромным фанерным ящиком, причем, инструмент в нем располагался вертикально", - продолжает рассказа Татьяна. - "Мы, замирая от страха, следили за ребятами - работниками сцены театра, как они вносили его в здание, затем с помощью талей ставили в горизонтальное положение, подсоединяли опорные ножки…

Нас, привычных к советским картонным коробкам, упаковка Steinway просто поразила. Ее внешний защитный корпус был изготовлен из особой фанеры, внутренний - из какого-то невиданного картона, обвязанного красивыми шнурами, за ним шла пленка с воздушными пупырышками и, наконец - тонкая серебристая фольга, обволакивавшая весь инструмент. Мы тогда отдали фанеру и картон работникам сцены - они были в восторге: все пригодится для декораций. А шнуры и фольгу думали приспособить для новогоднего украшения филармонии.

К роялю прилагался кожаный чехол с вытесненным логотипом фирмы, предохраняющий его между концертами. Он и сейчас служит ему верой и правдой. (В интернете можно найти такой пост: "Мысль, которая промелькнула у одного из братьев-монтировщиков, касалась чехла. Классный черный кожзам, а представьте на спине черной куртки надпись золотом "Steinway & Sons" - круто! Но она осталась нереализованной." Парень из тогдашнего "совка" даже не мог себе представить, что это не привычный заменитель, а натуральная кожа - авт).

Читайте по теме: "Мотоциклы и их ценители: самый брутальный фестиваль прошел в Петрозаводске

Настройщик - представитель фирмы, и Татьяна Шерудило

"Мне доверили ключ от рояля, которым запирали инструмент - золотистый, красивый", - завершила свой рассказ Татьяна Георгиевна. - "Для меня это был волшебный "золотой ключик". И я нашла ему, как тогда казалось, самую надежную прятку - в своей сумочке, где и хранила его много лет.

Первым, кто сел за рояль после того, как его настроил представитель фирмы "Steinway & Sons", был большой друг нашей филармонии -замечательный пианист Рувим Островский, а слушали его дирижер симфонического оркестра Олег Солдатов, директор Галина Залкинд, наш пианист Сергей Контуашвили, ну и я, конечно". 

Рувим Островский, Олег Солдатов, Сергей Контуашвили

Как канадский пианист "сорвал забастовку" наших музыкантов

Ранней весной 1995 года в Финском театре должен быть состоятся фортепианный концерт Симфонического оркестра с солистом - канадским пианистом Уолтером Делахантом. Стояла холодная погода, а театр очень плохо отапливался. В зале температура воздуха не превышала 14 градусов. При таких условиях оркестр просто не мог бы звучать, особенно духовые инструменты, и музыканты отказались играть.

Уолтер, наслышанный о тяжелой экономической ситуации в России, решил, что артисты объявили забастовку. Может, ему не точно перевели, но он был в полной уверенности, что мы предлагаем ему ее сорвать, то есть выступить штрейкбрехером. Сначала музыкант вознегодовал, но потом, поняв суть проблемы, решил дать сольный концерт. Он вышел в холодный зал, где люди ждали его выступления в верхней одежде, сел за "Steinway" в перчатках, под ноги мы ему поставили электрообогреватель, и виртуозно сыграл свой репертуар. Маэстро не мог обмануть ожидания людей, и "размороженные" чарами его таланта слушатели были в восторге.

Когда начался ремонт Финского театра, "Steinway" перевезли в Музыкальный театр, и только осенью 2003 года он занял свое законное место в Большом зале Карельской филармонии. В помещении к тому времени замуровали окна, улучшили акустику, расширили сцену для оркестра, установили освещение сцены и самого зала. И в нем наша публика услышала лучших пианистов России и мира.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру