Почему прародителем карельской прессы стал немец

Как зарождались республиканские СМИ и полиграфия. Часть первая

В январе исполнилось 175 лет со дня выхода в 1838 году первого номера газеты "Олонецкие губернские ведомости". О том, что предшествовало этому событию, и какие последствия для развития края оно принесло - наш сегодняшний рассказ.

Как зарождались республиканские СМИ и полиграфия. Часть первая
Первый номер "Олонецких губернских ведомостей". Фото: Национальная библиотека РК

"Отец печатного слова" Олонии

В начале XIX века в российских губерниях начали возникать собственные типографии. Олонецкая стала одной из первых в освоении нового способа тиражирования документов, и начало ему положил тогдашний губернатор Мертенс. Что же это был за человек, понявший силу печатного слова?

Виллима (Вильяма) Фердинанда Мертенса (1761-1839) по-русски величали Василий Федорович. С 12 лет этого обрусевшего "немца", как тогда звали всех иноземцев, записали солдатом в Динабургский пограничный батальон, затем он реально служил в Преображенском и Конногвардейском полках, Кавалергардском корпусе. В 42 года дослужился до генеральских эполет, а затем сменил их на сюртук действительного статского советника. Мертенс побывал пермским вице-губернатором, начальником Тверской губернии, а в 1804 году был назначен руководить Олонецкой, где честно прослужил целых 17 лет.

Василий Федорович за время своего правления сумел завершить строительство Мариинской водной системы, преобразовать народное училище в губернскую мужскую гимназию. При нем было открыто Петрозаводское, Вытегорское, Каргопольское и Олонецкое уездные духовные училища, основано около 20 сельских школ.

С началом войны с Наполеоном 1812 года Мертенс занимался размещением эвакуированных из столицы учреждений, художественных ценностей и документов из Эрмитажа, Академии художеств, Архива Академии наук, Кунсткамеры. Но самым главным, для нас, современных журналистов, было создание губернатором типографии. Поэтому Василия Мертенса по праву можно назвать "Отцом печатного слова Олонии".

"Выпуклые" буквы против армии писарей

Типография появилась в Петрозаводске в 1805 году. До этого целая армия писарей - кстати, классных каллиграфов - выводили гусиными перьями во многих экземплярах нечто вроде "Милостиво повелеть соизволил…" А тут появилась машина, пусть примитивная, но вроде современного ксерокса.

В то время печатное производство представляло собой всего-то деревянный станок, набор шрифтов и краску. Описания конкретного петрозаводского агрегата не сохранилось, но можно предположить, что станок работал по принципу гениального изобретателя немца Иоганна Гутенберга, который еще в XV века создал систему "выпуклых букв", вырезанных в зеркальном виде. Он набирал из них текст и оттискивал его с помощью пресса на бумаге. 

Средневековая типография

Типографию установили на задворках Присутственных мест на Круглой площади - приблизительно там, где сегодня располагается комплекс зданий Управления ФСБ на улице Андропова. Печатника Алексея Пирогова выписали из Петербурга. Он был славный малый, настоящий профессионал, но, говорят, пил изрядно и частенько "просаживал в трактире штаны". 

Станок 1838 года. Фото из книги «Столетие Олонецкой губернской типографии (1805-1905)»

Однако в 1821 году Василий Мертенс уехал из Петрозаводска, получив назначение в Правительствующий Сенат. После восстания "декабристов" он вошел в состав Верховного уголовного суда по делу мятежников. А в Петрозаводске его детище продолжало жить: отпечатанные донесения в столицу и циркуляры на места вовремя доходили до адресатов. 

Надгробие Виллима Мертенса на Смоленском Лютеранском кладбище Петербурга. До нашего времени не сохранилось.

В 1814 году два немца, оба Фридриха - Кёниг и Бауэр, изобрели скоропечатающую машину, способную за час выдавать свыше тысячи оттисков. Российская империя, где бюрократический бумажный документооборот был неимоверно обилен, стала одной из первых стран, оценивших возможности этого чугунного станка. Вскоре он появился и Петрозаводске. На нем стали печатать не только казенные бумаги, но и афиши, объявления и даже "визитные билеты" для всех желающих. 

Cкоропечатная типография Кёнига и Бауэра

Императорская «федеральная программа»

Со временем типографии стало тесно в деревянном сарае, да и условия для работы станка требовались более комфортные. Она кочевала то по частным квартирам, то ей выделялось помещение в каменном флигеле Присутственных мест и даже в самой резиденции губернатора, где она и обреталась до Октябрьского переворота 1917 года. Оборудования печатного дома постоянно обновлялось: сначала он получал более усовершенствованные станки Кёнига и Бауэра, а затем была закуплена самая современная американская печатная машина.

Переоснащение типографии стало возможным благодаря, как бы сейчас сказали, "федеральной программе" 1830 года, направленной на создание региональных СМИ. Петербургские чиновники, не мудрствуя лукаво, незатейливо повелели называть все газеты страны "Губернскими ведомостями," добавляя лишь название губернии. С января 1838 года собственные издания стали выходить в 42 губерниях, в том числе и в Олонецкой. 

Первый номер "Олонецких губернских ведомостей" (хотя скорее это был информационный листок тиражом 308 экземпляров) вышел 15 января 1838 года, и эту дату можно считать днем рождения карельской журналистики.

Друг Лермонтова в олонецкой ссылке

В издании первоначально печатались документы как имперского, так и местного значения, но уже в июне в нем появилось своя "изюминка" - неофициальная часть газеты. Ее автором и редактором стал друг поэта Михаила Лермонтова - Святослав Раевский. Хотя этот человек недолго прожил в Петрозаводске, но оставил свой яркий след в истории, и мы расскажем о нем подробнее.

До 1838 года 29-летний Святослав Афанасьевич Раевский занимал высокий пост в Минфине империи, увлекался литературой и этнографией. Однако давняя дружба с начинающим поэтом Лермонтовым, которого он ввел в редакционный круг пушкинского журнала "Современник", его чуть не сгубила. 

Святослав Раевский

После гибели светоча русской поэзии Пушкина Раевский стал распространять запрещенное цензурой лермонтовское стихотворение "На смерть поэта", и был арестован. Пикантность ситуации заключается в том, что донес на Раевского сам лучший друг Михаил Юрьевич. В своем письме Раевскому Лермонтов каялся: "Я сначала не говорил про тебя, но потом меня допрашивали от государя: сказали, что тебе ничего не будет, но если я запрусь, то меня в солдаты… Я уверен, что ты меня понимаешь и прощаешь..."

Раевского после доноса сослали в Петрозаводск, однако губернатор Андрей Дашков взял его к себе "чиновником особых поручений". Не столько из своих либеральных взглядов, сколько по прагматической причине: такие образованные люди в столице губернии редкость.

С первого же выпуска неофициальной части газеты, названного Раевским "Прибавление к Олонецким губернским ведомостям", он стал пропагандировать необходимость развития краеведения в губернии, представил программу изучения экономики, истории, культуры края, сам писал статьи на эти темы.

Но редакторство продолжалось недолго. В декабре 1838 года император Николай I милостиво повелел освободить опального Раевского от олонецкой ссылки и дозволил ему продолжать государственную службу... на Кавказе. Там, где спустя менее трех лет погибнет Лермонтов в результате дуэли, которую сам же и спровоцировал.

Окончание следует. 

Мемориал на предполагаемом месте гибели Лермонтова в Пятигорске

Читайте по теме: "Что посмотреть вне сезона в Ставропольском крае"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру