В Театре Кукол Республики Карелия премьера: "Ревизор" Гоголя в проекции режиссера Игоря Казакова

В Театре Кукол Республики Карелия премьера: "Ревизор" Гоголя в проекции режиссера Игоря Казакова
Фото Виктории Никитиной

"Ревизор", как и "Сад" использует в качестве модульной основы для кукол - человеческое тело актера. Художник Татьяна Нерсисян создала образы за счет огромных гипертрофированных масок, которые в определенном свете тоже играют. Например, мне в определенный момент маска слуги Осипа показалась крысиной мордой, а Марьи Антоновны - хоть и симпатичным, но вполне свиным рыльцем. Еще одну особенность этих масок я заметила - они вполне могут выстраиваться "по ранжиру". Здесь размер имеет значение! Самая большая "голова" у Городничего, самая маленькая - у Хлестакова, однако головы Хлестакова меняют размер от кукольного незначительного до вполне себе заметного, в соответствии с линией "пути героя". Сочетание нереальных размеров и места расположения масок-голов с почти не измененными размерами тел и особенно человеческими руками вызывает правильный диссонанс - герои - люди не трудовые!

А вот людишки, которых по зарвавшейся наивности главных героев чиновников, "лучше бы и не было", исполнены как безликие тряпичные маленькие куклы примерно в размер более ценных борзых щенков, которыми Ляпкин-Тяпкин берет взятки.

Эта игра с размерами встряхивает зрителя: "Всяк сверчок знай свой шесток". Даже клопы, тяжелые, активные, вездесущие, размером в полчеловечка. Пугающе огромны и при этом весьма реалистичны крысы из сна Городничего.

Незадолго до спектакля я увидела в ленте пост о проекте фотографа Аарона Тилли (Aaron Riley) и арт-директора Кайла Бина (Kyle Bean) для журнала Kinfolk Magazine's - «In Anxious Anticipation» («В тревожном ожидании»), который был создан в целях заставить зрителя чувствовать себя некомфортно благодаря одному взгляду на снимок. Посмотрите на первые фотографии к этому посту, это снимки из проекта. Почему я вспомнила об этом? Потому что сцена устроена категорически неудобно для актеров и удивительно для зрителей. Отсутствие устойчивости, практически диагональная ветикаль, используется режиссером, как важнейшее предлагаемое обстоятельство - "герои катятся по наклонной", их судьба предрешена. Символично, что Хлестаков, покидая губернаторский дом выходит в дверь "наверх". Его дела, после роскошного приема в небольшом уездном городе, явно пошли на лад.

Игорь Казаков, никак не меняя текст, не придавая ему специально современного звучания визуальными средствами добился того, к чему стремился Гоголь. Персонажи выписанные Николаем Васильевичем гипертрофированы, у Казакова они гипертрофированы до абсурда. Из уст человекукол неожиданно резко звучат некоторые фразы знакомого текста, которые не считывались раньше. Гоголь - гениален, просто время и постановка вытаскивают на поверхность актуальные замечания.

Как самонадеянны надутые герои, которые уверены, что "у них все схвачено" и как горько им случается падать, проваливаться туда, где не подхватят добрые руки. Рядом с ними никого нет.

Финал Игоря Казакова поразил. Я ждала привычного "К нам приехал ревизор", а его не случилось. Случилась очень сильная концовка. Неожиданно. Заставляет задуматься. Разрушает иллюзию цикличности зла. И кажется именно за это ощущение я больше всего благодарна режиссеру.

Специально не указываю исполнителей рядом с именами героев, поверьте вы удивитесь на финальном поклоне, разгадывая кто кого играл. Я "узнала" только Любовь Бирюкову, и то до конца не верила себе. Остальные сразили мастерством, пластикой, физическими возможностями, виртуозным владением многочисленными приспособлениями огромных масок и костюмов!

Хочется особенно отметить потрясающую работу хореографа Евгения Иванова, филигранность художника света Митрича и композитора Евгения Милькова, который создал музыкальную палитру идеально попадающую в действие.

Любовь Николаевна Васильева мои поздравления с отличным спектаклем и спасибо!

Олег Романов, Любовь Бирюкова, Татьяна Мацкевич, Екатерина Швецова, Екатерина Андреева, Дмитрий Будников, Наталья Васильева, Родион Михно, Владислав Тимонин, Антон Верещагин, Марина Збуржинская, Светлана Романова - БРАВО!

Марина и остальные волшебники цехов Театра кукол - вам восторги от всего сердца!

Зрителям хочу посоветовать уже сейчас заказывать билеты на осенние показы "Ревизора", говорят они разлетаются.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру