Вслед за фестивалем: Пушкин, няня и сказка

Вслед за фестивалем: Пушкин, няня и сказка
Фото Виктории Никитиной

Государственный молодежный театр Узбекистана (Ташкент) привез в Петрозаводск «Сказку о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина. Это единственный детский спектакль в программе фестиваля.

Ташкентские артисты выбрали жанр театр в театре и прямо на сцене «разобрали» роли. Избранный «Пушкин» вместе с няней «Ариной Родионовной» управляли действием. Юный озорной Саша сочинял текст, а нянюшка направляла творческий поток.

Энергичный темпо-ритм этой яркой постановки не давал зрителю ни малейшего шанса оторвать взгляд от сцены. Все-таки южный темперамент не скрыть. Будто-бы в разудалую русскую народную сказку плеснули танцевального эликсира индийского кино: много танцев, массовых сцен, динамическая острота ключевых моментов сюжета. И еще одна деталь заставила вспомнить о том, что театр, хотя и русскоязычный, но зарубежный. Режиссер Анвар Картаев, как будто старался, чтобы юные зрители накрепко запомнили пушкинские строки – театрализованное намеренное повторение со сцены явно этому способствовало. Кстати, интересно, что милое связующее звено сюжета – группа скоморохов, которую Пушкин в оригинале не предусматривал, изъяснялись стихами Александра Колмогорова. И очень гармонично все сложилось.

Особенно впечатлили декорации и костюмы художника Гульшан Курбановой. Редко где можно встретить такую тщательность, историческую достоверность, в конце концов визуальное богатство русского костюма. Кроме достоверности до мельчайших деталей, костюмы актеров подчеркивали образ каждого персонажа.

В целом, эта крепкая слаженная работа на классическом материале, петрозаводскими зрителями была встречена с восторгом. Дети и взрослые включались в игру с большим удовольствием.

ГЕЙ, СЛАВЯНЕ

Государственный национальный русский театр драмы имени Чингиза Айтматова из Киргызской Республики (Бишкек) представил на фестиваль «Театральная осень. Играем классику» «Вия» Николая Васильевича Гоголя. Заявка серьезнейшая. Ведь после знаменитого хоррора 1967 года режиссеров Ершова и Кропачева, с Варлей и Куравлевым в главных ролях, сценическое воплощение мистической новеллы сложно себе представить. Киргизы не побоялись. Режиссер Вячеслав Виттих ставил пьесу заграничного классика, почитаемого в России, в русскоязычном зарубежном театре.

К сожалению, зрелище получилось сериальное, затянутое, и очень отдаленно напоминающее атмосферу места, которая у Гоголя создает настроение и помогает восприятию основного сюжета. Получилась постановка с костюмами и декорациями «на подборе». Во многом от этого создавалось впечатление анекдотичности происходящего. Карикатурные казаки и их разнофактурные половины точно оттуда. Трудно было переключиться на серьезность угрозы ментальному и физическому здоровью Хомы Брута, даже с учетом драматических усилий Панночки.

Если бы Вячеслав Виттих сократил создание атмосферы во имя основного сюжета, возможно все и сложилось бы?

НАДЕЖДА МАТЕРИ

Наверное самое трудное для актера – моноспектакль. Особенно не о конкретном событии, а о длительном периоде жизни героя. Когда изменения неизбежны, а спрятаться не за что. История простой женщины, ее незатейливой, простой, трудной жизни захватывает зрителей. Она выстояла, смогла преодолеть бытовые трудности, прокормить, вырастить в тяжелейших условиях двух сыновей и… не победила. Единственное, что осталось ей – сохранить надежду, слепую надежду на то, что все не так, как ей сообщили. Надежду на то, что «сердце матери со дня моря достанет». И она выбирает НЕ предавать.

Жизнь тянется день за днем в этом персональном аду. Нет выхода з заточения, потому что эта тюрьма добровольная. Женщина лишает себя жизни, потому что жизнь ее закончилась ровно тогда, когда ей принесли похоронки на ее мальчиков. Теперь, спустя 40 лет после события, она действительно ждет встречи со своими детьми. Только ожидание это сакральное.

Актриса Назира Мамбетова легко меняет состояния возраста иллюстрируя свое повествование. Она то молодая мать, то утерявшая силы старуха. Красивая женщина, почти богиня, икона.

Интересный ход с откровенным присутствием музыканта Залины Касымовой на сцене. Национальный струнный инструмент кыл-кыяк придает всей постановке эпический возвышенный характер. Простую историю превращает в античную трагедию.

Горький спектакль, к несчастью всегда актуальный.

ТРИ ДЕВИЦЫ И МЭРЛИН

«Гардению» Эльжбеты Хованец Петрозаводск знает по спектаклю Глеба Германова. Тем более интересно было посмотреть постановку Гора Маркаряна для актрис Ереванского государственного русского драматического театра им. К.С. Станиславского (Армения). Сравнения не получилось. Это очень разные спектакли на одном материале. Они не конкурируют и не дополняют друг друга.

«Гардения» Гора Маркаряна цветная, сыгранная в атмосфере домика садовника чудесного сада. Весь сад, наверняка чудесный, где-то там, за коробкой сцены, здесь только инструменты, спецодежда и посадочный материал. Очень символично. Словно жизнь - кухня Рая, в который можно и не попасть.

Четыре женщины одного рода. Четыре поколения-времени, в котором каждая из них старается залечить свои раны исправив только то, что травмировало ее в матери. У каждой из них «бегущей строкой на лбу» - «я не такая, как она». XX-й век принес много боли и эта семья кажется взяла все возможное из горьких его угощений.

Женщины эти проживают свои жизни у нас на глазах. Коротко-пунктирно, но так, что все оттенки эмоций разворачиваются в воображении зрителей.

Режиссер сделал самой манкой женщину №1 (Елена Варданян). Её женственность на грани приличия – настоящая Pin Up Girl. К концу спектакля, как и к концу жизни облик смазан уже в буквальном смысле. С самого начала она была продана-предана и дальше пошла на продажу. Ее образ и не мог быть другим, свободным от условных стереотипов женского облика.

Остальные женщины сами выбирали свою тюрьму. И нелюбовь. Вот ведь парадокс, отчаянно страдая, поломавшись об эту льдину, они транслировали нелюбовь дальше. Никак не могли сойти с этой жуткой тропинки.

Женщина №2 – дочь врага, захватчика, рожденная вне любви…

Женщина №3 – калека в системе двойных стандартов, выросшая в дотошной заботе, но не любви

Женщина №4 – игрушка, кукла собственной матери, рожденная за небольшую плату, без любви

Надежда только на самую молодую из этих нелюбимых женщин. Может быть у нее получится сломать систему? Тем более, что на подходе новое испытание - младенец-девочка.

Женщина №5…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру