Карельскому Музыкальному театру исполняется 70 лет. Первой премьерой на только что построенной сцене стала оперетта «Вольный ветер», это произошло 5 ноября 1955 года.
«Как вид искусства музыкальный театр в Карелии ведёт своё начало от созданного в 1931 году в Медвежьей Горе Центрального профессионального оперно-драматического театра Беломорско-Балтийского комбината, в репертуаре которого были оперы и драматические спектакли, с 1940 года – оперетты, - рассказывают в пресс-службе театра. - С 1941 года театр переехал в Петрозаводск и назывался Республиканским театром музыкальной комедии. Во время войны базировался в Беломорске, давал концерты и спектакли для Карельского фронта и Северного флота. После войны театр работал в Сортавала и в 1949 году был закрыт».
Но речь, напоминаем, идет именно о музыкальном искусстве. Первый же профессиональный драматический театр появился в Петрозаводске 8 января 1907 года, когда в городе Народный дом, в котором он и размещался. «Театр открылся пьесой Д. Аверкиева «Каширская старина», - напоминает сайт Централизованной библиотечной системы Петрозаводска. - Инициатором открытия Народного дома стало Попечительство трезвости. Оно стремилось приобщить жителей губернского города к культуре, чтобы отвлечь их от пагубного пристрастия к спиртным напиткам. Первых артистов ангажировали из Санкт-Петербурга. Позднее для актёров Александринского и Суворинского театров стало традицией играть зиму на столичных подмостках, а в Петрозаводске проводить летние сезоны. Все спектакли в деревянном Летнем театре, рассчитанном на 900 мест, проходили с аншлагом».
Для местных поклонников оперы все изменилось в 1952 году. Невероятной удачей для нашего края оказалось то, что его сделали союзной республикой. В этом статусе Карело-Финская ССР прибывала с 31 марта 1940 года по 16 июля 1956 года. Каждой из союзных республик полагалось иметь определенные «регалии» - филиал Академии наук, несколько вузов и, конечно, театры. В годы своей статусности мы всем этим успели обзавестись, а заодно и роскошным железнодорожным вокзалом.
Строить театр начали в 1952 году, и непосредственное участие в этом принимал знаменитый ваятель Сергей Коненков. Это его скульптуры украшают фронтон здания. Правда, сейчас их прикрыли прозрачным экраном, готовят к реставрации.
После возведения в помещениях поселили сразу две труппы, музыкальную (опера-балет-оперетта) и драматическую. Уживались они, надо признаться, с трудом, здание не было рассчитано на два театра. Кроме того, в конце 80-х годов из Русского драматического театра ушли лучшие артисты, создав легендарную «Творческую мастерскую». И после масштабной реконструкции, завершившейся в 2009 году, артисты драмы сюда уже не вернулись…
Обо всем этом вам куда более подробно расскажут на экскурсии, которые здесь регулярно проводятся. Повторять эти рассказы в СМИ смысла нет, главное – увидеть своими глазами. Но кое-какие подробности, неизвестные широкой публике, мы все же приведем.
Музыкальный театр – первое в Петрозаводске здание, которое было оборудовано лифтом. Это не случайно, ведь этажей здесь вовсе не пять, как нам видится снаружи. Их вообще-то восемь, потому что аккуратную постройку на крыше можно смело считать за этаж.
В ней располагается живописный цех, который находится точно над сценой и повторяет ее по размерам. (Для чего это нужно и почему пол цеха разлинован на квадраты, вам также расскажут).
А еще два этажа – подземные, здесь располагаются кладовые.
Следующий вопрос: куда исчезает оркестровая яма, когда спектакль идет не под живую музыку? Оказывается, черный сектор ее пола – это оборудованная подъемником часть сцены, которая при необходимости закрывает «дыру».
Кстати, пространство под сценой здесь называют трюмом: тут стоит механизм поворота сцены и часть декораций. А вот железный занавес, всеми нами воспринимаемый как политологический термин, в нашем театре действительно существует. Это - часть старой системы пожаротушения.
Очень любопытно, что скрывается за теми самыми коненковскими фигурами, куда ведет овальное окно.
Отвечаем: это святая святых, репетиционный зал балета. Посторонних сюда не пускают практически никогда. Впрочем, несколько лет назад худрук балетной труппы Кирилл Симонов оказался в добром расположении духа и позволил корреспондентам нашего издания запечатлеть репетицию.
Читайте по теме: «В новом балете Кирилла Симонова снова разговаривают – теперь по-японски»
На этот раз пришлось довольствоваться малым – сунуть в дверь руку в фотоаппаратом.
Но есть вопросы, на которые не могут ответить даже самые информированные работники театра. Например, что храниться в огромном шкафу возле пошивочного цеха, коридор в него просто упирается. А самый большой секрет Музтеатра хранят все же подвальные этажи. Это не подземный ход и не пещера с драгоценностями, о которых уже слышали наши молодые коллеги. Но есть там железная дверь, о которой уже никто не помнит – кроме нашего корреспондента, который лет 25 назад видел ее собственными глазами…
Но это уже другая история, к которой мы обязательно вернемся. А пока – легкий фотообзор того, что мы настоятельно рекомендуем увидеть воочию.
Читайте по теме: "Как и зачем в Музыкальном театре Карелии моют люстру", видео