В национальном театре Карелии прошла лаборатория Артема Устинова

В национальном театре Карелии прошла лаборатория Артема Устинова
Фото: Виктория Никитина

ВНАЧАЛЕ БЫЛА ЖЕНЩИНА

Потом уточка. Да, да. Такая желтенькая на колесиках с автоматическим управлением.
И колено Илматар тоже было. Пластмассовое. И женщина сама Илматар (Ронья Кинуннен), которая выпуталась из веревок-волн темной воды, по-женски устроила уточку как можно удобнее. И сразу понятно, это «Калевала».

«Мало времени проходит,
Протекло едва мгновенье -
Вот летит красотка утка,
Воздух крыльями колышет,

 

Полетала, осмотрелась,
Призадумалась, сказала:
"Коль совью гнездо на ветре,
На волне жилье поставлю,

Мне гнездо развеет ветер,
Унесут жилище волны".
Мать воды то слово слышит,
Ильматар, творенья дева,

Подняла из волн колено,
Подняла плечо из моря,
Чтоб гнездо слепила утка,
Приготовила жилище.»

В Национальном театре Карелии в рамках всероссийского проекта «Интеграция молодой режиссуры. Национальные театры России» под эгидой Союза театральных деятелей РФ прошла лаборатория Артёма Устинова.

Первую неделю декабря режиссёр Артём Устинов и художник Ася Бубнова с артистками Национального театра Карелии работали над эскизом спектакля, по мотивам эпоса «Калевала».

Театральная лаборатория – это процесс создания постановки в относительно короткий промежуток времени, когда одновременно рождается и замысел, и его воплощение. Это еще не спектакль, а первый шаг к нему.

Тема получилась явно с женским уклоном, название эскиза - «Песнь о веще происхождении».

Актрисы Анастасия Айтман, Наталья Алатало, Людмила Исакова, Ронья Киннунен, Ксения Коган, Юлия Куйкка, Олеся Леонтьева, Мария Ненашева, Настасья Шум появлялись на сцене благодаря… веревкам. В показе вообще простые канаты, бельевые веревки, тросы, играли очень необычно. Это были родственные связи (пуповины), натянутые струны кантеле, украшение невесты, путы, упряжь. В ходе действия они проявляли смысл и становились символами Калевалы.

Были моменты юмора, щепотка самоиронии над нашим женским. Например, в сцене пикировки словами в отрыве от их истинного смысла. Но были и очень мощные сцены, которые могут стать основой полноценного драматического спектакля. Это выход невесты (Анастасия Айтман), музыкальный номер Ксении Коган и финальная сцена Людмилы Исаковой.

У Насти получилась сильная очень трагическая сцена, в которой, кроме традиционных горьких обрядов, можно разглядеть и трендовые социальные боли - домашнего насилия, морального абьюза.

У Ксении - театрализованный номер о Лоухи и её дочерях, с пением руны и мистическим образом лесного существа, особенно силен эпизод со светом луны и выхватываемые, проявляющиеся в скупом спектре нежные девичьи лица.

Людмила завершила эскиз красивым эпизодом появления новой жизни, воплощением главного природного женского предназначения. В нем только актриса, направленный свет и окрашенная в красный цвет веревка.

И если спектакль – это высказывание, то у Артема Устинова получилось про женщин и за них. С любовью.

Творческую активность Национального театра очень приятно наблюдать. Участие в проектах, работа с молодыми режиссерами, творческие лаборатории, дарят свежий взгляд даже на такие традиционные вещи, как национальный эпос.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру