Ученые не знают, кто назвал безвредным разведение форели в Ладоге

Ольга Стерлигова: три четверти форелеводческих хозяйств Карелии работают без экологической экспертизы

Недавно газета «Новая Ладога» рассказала о том, что на прошедших в Питкяранте публичных слушаниях местные жители высказались против организации форелеводческого хозяйства в заливе Ууксунлахти Ладожского озера. Именитый ихтиолог полностью поддерживает это решение.

Ольга Стерлигова: три четверти форелеводческих хозяйств Карелии работают без экологической экспертизы
Это новая Карелия: озерная гладь, сосновые берега - и форелевые садки. Фото: kareliatrout.ru

Напомним суть проблемы. На этом собрании представители рыбного бизнеса утверждали, что создание фермы на воде из шести садков для выращивания 300 тон рыбы в год было согласовано со всеми инстанциями – министерством природных ресурсов и экологии России, министерством природных ресурсов и экологии Карелии, с военными, экологами. «Есть заключение Петрозаводского государственного университета о том, что формирование участка не принесет существенного вреда», - говорил представитель интересанта.

Представители протестующей общественности, в свою очередь, удивлялись, как эти разрешения были получены.

Прокомментировать возникший конфликт мы попросили главного научного сотрудника лаборатории экологии рыб и водных беспозвоночных Института биологии КарНЦ РАН доктора биологических наук Ольгу Стерлигову - ученого, стоявшего у истоков развития форелеводства в Карелии, чья компетентность не вызывает сомнения как у предпринимателей, так и у представителей власти.

Ольга Павловна сразу же сообщила, что к ним в институт за экспертизой о возможности организовать в заливе Ууксунлахти форелевую ферму никто не обращался и, следовательно, никаких исследований ученые на Ладоге не проводили. И, как заметила, биолог, откуда взята цифра 300 тонн форели в год в этом заливе - совсем непонятно. Это не просто немало, а даже слишком много для Ууксунлахти. Поэтому необходимо провести тщательное исследование, прежде чем строить ферму.

- Сохранение качества природных вод является основным условием на протяжении всего технологического цикла выращивания форели, - отметила Ольга Стерлигова. -  Это особенно актуально для северных водоемов, в которых процессы трансформации органических веществ проходят крайне медленно. Все, что попадает в воду от форелевых ферм - особенно при превышении объемов выращивания - не успевает трансформироваться. Нами установлено, что основными источниками загрязнения при выращивании радужной форели в садках являются корм, продукты метаболизма и, как показали результаты гидрохимических анализов последних лет, лимитирующими факторами служат азот и фосфор.

Для того, чтобы запустить процесс строительства рыбоводных ферм, необходимо провести научные гидрологические, гидрохимические и гидробиологические исследования на современном уровне. Особое внимание следует обращать на показатель условного водообмена - продолжительность периода, когда водные массы озер полностью заменяются водой с водосбора. Если этот период будет долгим, то биогены с форелевой фермы начнут накапливаться в озере и могут достигнуть опасного уровня.

На основе этих данных должен быть произведен расчет фосфорной и азотной нагрузки на водоем и определено количество рыбы, которое можно выращивать на данном участке без вреда для водопользователей и экосистемы. Все эти замеры должны войти в «Биологическое обоснование…», которое раньше проходило экологическую экспертизу в Министерстве по природопользованию и экологии и экологии РК - там  работали независимые эксперты из разных организаций. В настоящее время этого нет, и наши предложениям о том, что специалисты, которые выдают обоснование, должны нести персональную ответственность за каждую вписанную в нем цифру, пока остаются без ответа. В результате разработчики получили свои деньги за обоснования, и никто из них не несет никакой ответственности. Так быть не должно.

У наших соседей - финнов, норвежцев - уже к концу прошлого века многие фермы, расположенные на пресных водоемах, из-за жесткого экологического закона были перенесены на море. Для нашего северного региона это очень важно, так как процесс трансформации органических веществ осуществляется крайне медленно, и все, что попадает в воду от форелевых ферм остается в озере. Результатом этого может быть ухудшение качества воды, что приведет к необратимым явлениям в водных экосистемах.

Анализ результатов наших работ на некоторых форелевых хозяйствах показал, что на всех водоемах с рыбоводными работами необходимо проведение мониторинговых наблюдений за гидрохимическими параметрами среды, количеством и качеством используемых кормов, а также корректировки объемов ее выращивания, как минимум один раз в три–четыре года, чтобы сохранить экологический баланс. Это должно быть обязательным условием в период эксплуатации ферм и отражено в биологическом обосновании при строительстве новых форелевых комплексов.

На сегодняшний день в Карелии работают 57 форелевых ферм, и лишь на 15 проведена экологическая экспертиза. Более того, за три последних года ни на одном форелевом хозяйстве такая экспертная оценка не проводилась. При таких объемах выращивания рыбы, это совершенно недопустимо.

Ученые считают, что прежде, чем способствовать увеличению объемов выращивания рыбы, необходимо выделять финансовые средства на экологическую экспертизу ферм с выращиванием форели. Это - наша принципиальная позиция, которую еще предстоит отстаивать перед директорами ферм и Министерством сельского и рыбного хозяйства РК.

Как сообщила Ольга Павловна, в свет скоро выйдет монография, в которой рассказывается о перспективах форелеводства в республике и предлагаются конкретные научные пути его развития. Но будут ли учтены предложения ученых - вопрос пока остается открытым.

Редакции остается напомнить, что о «фантастических темпах» разведения форели в Карелии, при которых на основе «самых современных методов уменьшения экологической нагрузки» можно достичь объема производства в 150 тысяч тонн, с гордостью говорили и продолжают говорить с самых высоких трибун. Карельские ученые, в том числе и Ольга Стерлигова, многократно выступали и настаивали на предельно допустимой цифре в 35 тысяч тонн рыбы в год. Но, как мы видим из ответа ученых, ни о каких конкретных шагах по внедрению «самых современных методов», ни о единых правилах лицензирования и мониторинге форелеводческих хозяйств в программе развития их на Беломорье речи нет и в помине.

Можно понять жителей Ладожского побережья, которые просто хотят иметь гарантии того, что их реки и озера, земля и воздух останутся чистыми, и детям и внукам коренных жителей не придется уезжать из родных городов и деревень, чтобы сохранить здоровье.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 13 июня 2018

Заголовок в газете: Форелевый бренд: игра без правил

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру