Личное мнение: Карельский бизнес губят жадность и лень. Часть вторая

Почему у нас перестали торговать «Карелочкой», «Петровской горькой», а также мороженым «Ben & Jerry's»

В прошлый раз мы рассказали, как в Костомукше загубили два сверхприбыльных предприятия просто потому, что владельцам хотелось не работать на перспективу, а быстро получить деньги. Но и петрозаводчане помнят о фирмах, некогда бывших экономическими изюминками карельской столицы – и потерпевших крах.

Почему у нас перестали торговать «Карелочкой», «Петровской горькой», а также мороженым «Ben & Jerry's»
Вот такой наш карельский ребрендинг...

Наполненное довольство

Если оставить в стороне тяжелую промышленность (а даже и включая ее), то главным производственным брендом Карелии на протяжении десятилетий оставалась петрозаводская «ликерка»: вся стана охотилась за «Карельским бальзамом», а жители республики высокомерно отказывались брать в магазинах иную продукцию, кроме своей. И она объективно была лучшей: свидетельствую, так сказать, изнутри.

…В начале 2000-х на ЛВЗ «Петровский» поддерживалась славная традиция. Раз в год на завод приглашали представителей прессы и рассказывали о новой продукции, попутно проводя экскурсию по предприятию. Помню, что более всего меня поразил цех по переработке ягод. В помещении сушилось несколько центнеров морошки, брусники, клюквы… Запах был такой, что и не описать даже, уходить не хотелось. (Уйти, кстати, действительно было не просто, по крайней мере самостоятельно. Потому, что экскурсия заканчивалась дегустацией…). В этом и был секрет наших напитков: все делалось из натурального продукта.

Году в 2003-м у меня состоялся памятный разговор с одной милой дамой. На столе в компании появилась бутылка традиционного бальзама. Женщина вдруг схватила ее и внимательно изучила. После чего поставила на стол со словами «Это нормальный». Естественно, у нас возникли вопросы. И вот что рассказала наша собеседница, оказавшаяся работником ПЛВЗ.

К тому времени завод оказался частью «Росспитрпрома», и именно на этот холдинг впоследствии возлагали вину за то, что все наши знаменитые напитки ушли в историю – кстати, возлагали во многом заслуженно. Но развал «ликерки» начался ни с этого, а опять же с экономии. Впрочем, толчок дало любимое государство: оно ввело ГОСТ на цветность напитков.

Ранее «Карельский бальзам» тоже подкрашивали, но только с помощью жженого сахара и сухарей, опять же натуральных продуктов. Но до нового ГОСТа натуральные красители не дотягивали, и в напиток начали лить химию. А где один заменитель – там и другой, и третий… Потом все покатилось, как лавина. Угольные колонки для очистки воды, которые нужно было менять, насколько я помню, раз в три месяца, использовали по году. Любимая журналистами «Онежская хмельная», очищавшаяся молоком, стала выпускаться на дешевом спирте, хотя и предусмотренном все тем же ГОСТом. В уникальную «Петровскую горькую» начали добавлять не старый выдержанный коньяк, а молодой, «зеленый». Но самое главное – закупки ягод у населения практически прекратились, и все настойки стали продуктом химической промышленности. Пить эту гадость, естественно, никто не хотел.

Ну а дальше все развивалось по привычной схеме. Продукцию не покупали, завод нищал, и в итоге закрылся. Реанимировали ПЛВЗ в прошлом году, и даже пообещали восстановить ассортимент – но на наших столах продукция «ликерки» пока не стоит…

Масляный менеджмент

Но, пожалуй, самой вопиющей по нелогичности и идиотизму в Карелии стала история прихода и ухода компании «Ben & Jerry's», выпускающей одну из самых вкусных марок мороженого в мире. В далеком 1988 году сооснователь компании Бен Коэн завернул в Петрозаводск, и остался крайне доволен увиденным. Настолько, что решил открыть здесь кафе. Сделать это удалось лишь спустя 4 года.

Все помнят эту кафешку во Дворце творчества детей и юношества. Чтобы получить вожделенную креманку с шариками, приходилось выстаивать солидную очередь – кафе не пустовало никогда, включая зиму. Продавалось мороженое и на вынос. Дело развивалось бешеными темпами: уже через год открылись еще два кафе, на Древлянке и в Кондопоге. Говорят, в жаркий день удавалось продать до 3500 порций… Говорят, три карельских кафе были самыми посещаемыми во всей империи «Ben & Jerry's», включая родной штат Вермонт.

И вдруг в 1997 году кафе закрылись. То есть буквально за несколько дней был свернут успешный развивающийся бизнес. Вот что в те февральские дни писал «Коммерсантъ», опираясь на слова представителя фирмы в России Брема Клеппнера: «Расширение сети привело к ощутимым потерям качества. Продукция часто поступала в кафе либо перемороженной, либо растаявшей. К тому же наложились различные юридические, налоговые и управленческие проблемы». 

Авторитетно заявляю, что мистер Клеппнер был слишком тактичен. Потому что на самом деле все обстояло куда мерзостнее.

В те времена мой друг приторговывал мороженым «Ben & Jerry's» в собственном кафе – официально покупал несколько туб и пускал в развес. Одна туба зимой хранилась у него на балконе, для собственных нужд – и я периодически из нее угощался. И зимой 1997-го навалил я себе полную тарелку любимого шоколадного, съел ложку – да и отставил в сторону. И другу двигаю – мол, это что такое? Он тоже попробовал, скривился, да и говорит: похоже, лавочку придется прикрывать.

Как потом выяснилось, за несколько недель до этого эпизода в российском представительстве компании сменился менеджер. И в мороженое вместо сливочного масла стали класть то ли растительное, то ли пальмовое… В общем, сэкономили. Кто конкретно был виноват и что именно случилось, владельцы фирмы выяснять не стали – они молча свернули деятельность в нашей стране. Оборудование оставили городу, и в помещении много лет продавали некое «американское мороженое». Но это было далеко не «Ben & Jerry's»…

Три заповеди

Конечно, я привел очень мало примеров – лишь те, которые наблюдал лично. На самом деле таких грустных историй было куда больше. Но отрицательный опыт – тоже опыт. И учитывая его, успешные бизнесмены сходятся во мнении о том, что должен помнить современный российский предприниматель. Во-первых, коммерческая сметка должна сопровождаться храбростью в принятии решений. Во-вторых, запрещено экономить на качестве. А в третьих – ни в коем случае нельзя почивать на лаврах, доверяя управлять своим бизнесом кому-то другому. В нашем государстве бизнесмен должен сам стоять у руля. В противном случае руль просто украдут.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 1 августа 2018

Заголовок в газете: Бизнес по-быстрому. Часть вторая

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру