Ситуация с Надвоицким промпарком остается шаткой и нестабильной

Карелия должна вернуть больше 250 миллионов, но власти сохраняют полную невозмутимость

Строили мы, строили, тратили мы, тратили…Ситуация, сложившаяся в промышленном парке в Надвоицах, напоминает кошмар детсадовца, на день рождения которого не пришел никто: дорогущий торт на столе, аниматор ходит из угла в угол, везде развешаны шарики – в общем, родители кучу денег угрохали, а счастья не получилось.

Карелия должна вернуть больше 250 миллионов, но власти сохраняют полную невозмутимость
Все построено и готово - а никому не нужно? Фото: пресс-служба правительства РК

Камень в чистом поле

Точно так же и в парке: четверть миллиона вложены, приветственные речи для резидентов заготовлены, ленточки перерезаны (не хватает только шариков, пожалуй) – а бизнесмены не идут. Не идут, несмотря на льготы и преференции. Возможно, лениво просматривая предложения о размещении проектов от разных регионов, на Карелию и не глядят вовсе. Очень обидно. А уж как обидно стало, когда Фонд развития моногородов, по сути, спонсировавший строительство инфраструктуры, назвал промпарк неэффективным и разорвал отношения с правительством республики.

На промышленный парк начали надеяться в 2013 году, когда очень торжественно (возможно, без шариков, но с прессой и громкими заявлениями) был заложен первый камень. Правда, несколько лет камень так и пролежал в гордом одиночестве. Порос ли он мхом или свила на нем гнездо какая-нибудь пичуга – неизвестно. Но поле вокруг камня оставалось чистым долго, люди продолжали надеяться: вот сейчас как откроют, вот как рабочие руки и головы понадобятся, мы как трудоустроимся! Тем более, что камень заложили совсем немного времени спустя после обострения ситуации с безработицей в поселке. Начались митинги, название «Надвоицы» фигурировало в речах первых лиц все чаще.

В 2015 году планы открытия все еще оставались планами, а люди продолжали надеяться, хотя уже тогда начались большие сложности. Продолжали они это делать и в 2016 году, когда должно было состояться открытие, и в 2017, когда должно было начаться обучение кадров для первых резидентов.

Список приглашенных, которых удалось то ли заманить, то ли убедить, конечно, был. Но в результате все потенциальные резиденты от работы в Надвоицах отказались. То ли условия не понравились, то ли к камню, заложенному в основание парка, все-таки надо было привязывать воздушные шарики…

Два резидента на 17 гектаров

В общем, в эксплуатацию парк-таки ввели. В самом конце прошлого года. На баланс республики он был принят летом этого года. На что конкретно ушли полгода, разумеется, никто не скажет. Но мы все понимаем: документы, то-се…

Для парка в 17 с половиной гектаров отборной инфраструктуры (как сказали бы в рекламе одного мобильного оператора – инфраструктурищи даже) два резидента - это, конечно, серьезно. Безусловно, на это можно возразить - мол, и Москва не сразу строилась. Придут еще, прибегут даже, да поздно будет – мест не останется. Но что-то подсказывает, что если за столь долгий срок желающие не бронировали местечки, то и впредь не будут. Учитывая не самую добрую репутацию парка. Судите сами: сначала отложенное открытие, потом – печальные новости с соседствующего Надвоицкого алюминиевого завода, а теперь – еще и разрыв отношений с Фондом развития моногородов.

Мы пытались выяснить в Фонде, есть ли у Карелии шанс исправить ситуацию. Все-таки 255 миллионов рублей – сумма серьезная. А у нас в следующем году бюджет уже должен быть если не с «плюсом», то уж точно без минуса… Если деньги и правда придется возвращать, эта трата такую дыру в нашем общем кармане проделает, что видны будут не только Надвоицы, но и все, что за ними дальше на север. Тем более – построили уже, жалко бросать.

Но в Фонде на наш запрос отвечать не пожелали от слова «совсем». Так и сказали – не комментируем. Без объяснения причин.

Кто виноват?

Когда горела Успенка, власти выражали скорбь прилежно и ежедневно. Для монопрофильного населенного пункта последствия разрыва отношений с Фондом моногородов и признание едва открывшегося парка фактически несостоятельным – ЧП не меньшего уровня. Однако единственная информация, появившаяся на сей счет, исходила не от первых лиц, а, скажем так, от вторых. Вице-премьер Дмитрий Родионов дал короткий комментарий. Ответов на вопрос – что республика будет делать, как выходить из ситуации – в нем не было.

Зато были объяснения на извечный вопрос «кто виноват»: «Решение о строительстве промышленной площадки в поселке Надвоицы было принято в 2015 году предыдущим правительством Республики Карелия. Недостаточно удобное расположение будущего парка и логистические проблемы повлияли на отказ первоначально заявившихся резидентов». И все. Ни пресс-конференции, ни каких-либо иных попыток успокоить население и намекнуть потенциальным резидентам: все в порядке, мы решим этот вопрос, с нами можно иметь дело. То есть раньше логистических проблем и  недостаточно удобного расположения объекта не замечали? Во всяком случае, разговоров о том, что это все может выглядеть не слишком привлекательно, не велось.

Сейчас глава Карелии говорит о том, что по Надвоицам нельзя судить обо всех подобных проектах. Тем более, что в сегежском поселке парк – начинание более социальное, нежели экономическое. Поспорить с этим, учитывая результативность, сложно.

Новые перспективы новых проектов

Надвоицы обсуждали на заседании правительства только спустя неделю после заявления Фонда, и то тезисно. И опять же – никакой конкретики. Будем мы возвращать деньги или нет? Удалось договориться с Фондом?  Министр экономразвития Павел Буренков только сказал, что «взаимодействие с Фондом развития моногородов налажено», что «проводятся переговоры в части корректировки целевых показателей эффективности деятельности площадки».

Мы обратились в Минэкономразвития республики с просьбой дать ответы на важные вопросы: что республика будет делать дальше, планирует ли возвращать деньги? Ответ на запрос шел к нам неделю (если с такой скоростью в министерстве ведутся все дела, то не удивительно, что инвесторы успевают разбежаться). И ничего, кроме того, что Буренков изложил на том заседании правительства, в ответе не было.

Так что получается? Республика надеется, что показатели эффективности скорректируют настолько, что два резидента на 17,5 га будут считаться нормой и достижением? Или пытается получить отсрочку? Судя по тому, что при вице-премьере РФ Дмитрии Козаке было проведено совещание по вопросу продления сроков для достижения целевых показателей, речь о втором.

К сожалению, подробнее узнать не удалось, поскольку министр перешел к рассказам о радужных перспективах нового проекта – свободной экономической зоны в Вяртсиля. На проектно-изыскательные работы уже заложено 2,5 миллиона рублей. Снова звучат слова «резиденты», «проекты», «договоренности», и маячат на горизонте шарики…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 10 октября 2018

Заголовок в газете: Парк промышленных аттракционов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру