Планы главного мусорщика Карелии оказались «пшиком»

Региональный оператор по обороту ТКО остался без своего флагманского проекта

Региональный оператор по обороту ТКО остался без своего флагманского проекта
Символ того, как в Карелии обстоят дела с утилизацией мусора: пожар на законсервированной свалке. Фото: ГУ МЧС РФ по РК

Мертворожденный проект

В конце сентября карельский региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в очередной раз напомнил, что чешская компания «MCE INVEEST s.r.o.» обдумывает возможность строительства в Карелии мусоросжигающего завода, что позволит решить проблему накопления отходов. Инвесторам предложили несколько участков, один из них находится в Кондопожском районе. Проект предполагал, что мусор будут и перерабатывать, и утилизировать, а вредные выбросы обещаны на минимальном уровне (инвесторы предполагали установить многоступенчатую систему очистки). Инвестиции оценивались в 80-150 миллионов евро.

А чтобы тепло, вырабатываемое в процессе сжигания мусора, не пропадало даром, инвесторы предлагали построить рядом всесезонный тепличный комплекс. А также – отопление всех желающих.

«Важным моментом в реализации инвестиционного проекта является то, что он не предполагает увеличения тарифа на услугу регионального оператора. Возврат инвестиций планируется за счет продажи тепловой энергии», уточнили в «Автоспецтрансе».

Правительство в лице Минприроды и Минстроя эту идею всячески поддержали. Их можно понять: с будущего года определенные виды отходов будет запрещено закапывать – только уничтожать либо перерабатывать. У нас же пока нет возможности делать ни то, ни другое, не нарушая при этом природоохранное законодательство.

Не успели кондопожане осознать, что у них под окнами вскоре задымит мусоросжигательное производство, и выйти на улицы с транспарантами, как власть уже дала задний ход. На сессии Кондопожского районного совета 10 октября министр природных ресурсов и экологии Алексей Щепин всех огорошил:

- На мой взгляд, предмета говорить о том, чтобы строить здесь какой-то завод, нет, - заявил он. – И, скорее всего, исходя из требований сегодняшних потенциальных инвесторов, Кондопога им точно не подходит.

Скандал был исчерпан на стадии раздутия.

Вопросы целесообразности

Реакции «Автоспецтранса», для которого заявление смежного министра наверняка стало ударом в спину, нет до сих пор. Остальные же участники рынка обработки ТКО смотрят за развитием событий с большим интересом. Изначально, когда идея строительства завода именно под Кондопогой еще только была заявлена, опытные мусорщики задавались вопросом: а почему именно там, когда основная масса отходов сосредоточена в Петрозаводске? Да, свалка в Орзеге давно должна быть законсервирована, но возить мусор за 40 километров – это огромные дополнительные расходы. Речь идет не о топливе, а о покупке новых мусоровозов, причем в большом количестве. Ведь дорога будет занимать значительно больше времени – а график вывоза надо соблюдать…

Инвестиции, обещанные чехами, пошли бы на организацию перерабатывающего производства, но никак не коснулись бы процесса доставки. Компенсировать дополнительные затраты подрядчиков можно лишь одним способом: поднять тариф. Но региональный оператор во всеуслышание заявил, что тариф подниматься не будет. Более того –даже может понизиться! В таких условиях «кондопожский проект» выглядел утопией.

Не похоже, чтобы профессионалов услышали. Как следует из реплики Алексея Щепина, от Кондопоги отказались потому, что она не подошла инвестору. Как видно, логистику так никто просчитать и не удосужился. Это значит, что следующим предложенным участком может стать другой район, отдаленный от центра сосредоточения мусора.

Казалось бы, именно вопросом экономической обоснованности проекта должен в первую очередь заниматься региональный оператор – ООО «Автоспецтранс». Но его руководство в основном озабочено препирательствами с оппонентами. Последним из таковых стал петрозаводский Горсовет.

«Критики не любите»

Напомним: две недели назад было распространено письменное обращение к Артуру Парфенчикову от членов постоянной депутатской комиссии Петросовета по ЖКХ. В нем народные избранники подвергли жесткой критике работу ООО «Автоспецтранс», связанную прежде всего с несвоевременной оплатой оказанных услуг операторам по вывозу ТКО, а также с занижением объема при расчете вывозимого мусора.

Еще раньше, в сентябре, выступая на заседании комиссии горсовета по вопросам ЖКХ, его председатель Александр Чаженгин в очередной раз говорил о необоснованности единого тарифа на услугу регоператора и о своих сомнениях относительно строительства мусорозавода в Кондопожском районе.

В ответ региональный оператор на своем официальном сайте разразился весьма язвительной статьей. В частности было сказано: «Обеспокоенность Александра Чаженгина по поводу того, что петрозаводским операторам придется нести дополнительные затраты преодолевая расстояние до города бумажников, преждевременна». Что в этом преждевременного – не объясняется.

Но еще более удивительным выглядит позиция регионального оператора по поводу тарифа: «Да. Единый экономически обоснованный тариф в размере 538,03 р. был рассчитан без учета расходов операторов». И далее объясняется, что затраты подрядчиков в районах экономически не подтверждались, а учет этих затрат мог быть расценен как создание преимущественных условий для участия в торгах.

То есть едва ли не главная статья расходов – компенсация подрядчикам за ГСМ, зарплату работникам и т.д. – вообще не учитывалась. Не смотря на то, что все эти фирмы работают на рынке обращения с ТКО много лет, их бухгалтерия совершенно прозрачна, и высчитать расходную составляющую не представляло труда.

Спуск «сверху»

На протяжении полугода карельские мусорщики доказывают властям, что выбор «Автоспецтранса» как ЕДИНСТВЕННОГО регионального оператора был ошибкой. По мнению подрядчиков, головная фирма постоянно демонстрирует некомпетентность в работе – совершенно объяснимую, поскольку прежде чем стать региональным оператором, «Автоспецтранс» с мусором отродясь не работал. Но власть проявляет необъяснимое упрямство в своем выборе…

Впрочем, в ближайшее время какие-то перемены все-таки могут произойти. Как сообщил «МК» в Карелии» информированный источник, на прошлой неделе в республиканском правительстве состоялось сразу два закрытых совещания, посвященных проблеме мусора. И там едва ли не впервые выслушали представителей фирм-подрядчиков – до этого идти с ними на контакт власти отказывались.

Возможно, толчком в смене позиции послужили подвижки на федеральном уровне. Как сообщает РБК, Министерство природных ресурсов России подготовило проект указа о создании государственной управляющей компании, которая будет заниматься формированием комплексной системы обращения с ТКО. Якобы будущая госкомпания разработает единую схему размещения отходов и будет координировать территориальные схемы. И в том числе - распределять средства от экологического сбора, финансировать инвестпроекты и покупать активы в мусоропереработке.

То есть речь зашла о федеральных деньгах, получить которые Карелии, естественно, очень бы хотелось. Но захочет ли федеральная госкомпания иметь дело с карельским ООО, у которого ни активов (10-тысячный уставной капитал не в счет), ни техники, ни опыта работы – зато долгов уже на десятки миллионов рублей.

Впрочем, это тема отдельного материала. Как и вопрос - где же именно разместится завод по уничтожению ТКО, без которого Карелии не обойтись.