Представить «чиновничий» взгляд на инвестиции в республике «МК в Карелии» попросил экономиста Евгения Жирнеля, экс-министра экономического развития республики, нынешнего зампредседателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.
- Учитывая небольшой внутренний потребительский рынок - а он действительно очень мал, исходя из численности жителей региона - более привлекательными являются те направления экономики, которые ориентированы на внешние рынки, - предположил экономист. - Внешние по отношению к Карелии, и внешние - в смысле зарубежные. Все, что можно продавать за пределы республики. Это могут быть и услуги - например, туризм или IT-сфера - и товары, например, на основе местного сырья (камень или древесина).
По мнению Жирнеля, потенциал есть и для малого бизнеса, и для крупного, и для «своих», и для внешних инвесторов. Надо только грамотно преподнести этот потенциал:
- Для жителей других регионов Карелия - это красивая природа, экология, уникальные природные ресурсы. На это и нужно ориентироваться, эксплуатировать это общественное мнение. Однако нужно понимать, что в целом для экономики региона эти направления дают немного в плане рабочих мест и налогов. Это не заводы советского типа. Поэтому речь идёт только о перспективах для отдельных коммерческих проектов. Если вы посмотрите на тот бизнес, который уже успешно развивается в регионе, то он как раз укладывается в эту логику. Туризм, форелеводство, камнеобработка и так далее.
При этом упирать нужно уже давно не на приграничное положение республики. Как показала практика с Надвоицами, быть рядом с границей – мало. Но преимущества у Карелии есть: та же поддержка для бизнеса и низкая стоимость электроэнергии. Это не исключительно карельские «козыри». Но пока они есть, в условиях появляющихся из ниоткуда налогов и прочих неприятных изменений, надо успеть ими воспользоваться.
Точку зрения экономиста-чиновника разделяет и представитель бизнес-сообщества Илья Раковский - председатель Союза рыбопромышленников Карелии, предприниматель:
- Внутренний рынок в Карелии мал, население невелико, рядом – два крупных промышленных центра. Но у республики есть свои сильные стороны. Во-первых, серьезные преференции дают ТОСЭР. Думаю, через два-три года в Кондопоге, к примеру, будет намного больше резидентов, там созданы очень привлекательные и доступные налоговые условия. Во-вторых, у нас в республике низкие тарифы на электроэнергию. Это дает возможности для развития крупных производств.
Кроме того, наш собеседник надеется, что есть хорошие шансы получить прибыль от инвестиций в сферу услуг и производство продуктов питания, ведь определенные товары – это уже бренд. Как, к примеру, карельская форель. Имя производителя может значить меньше, чем имя региона. Имеет смысл развиваться и в сфере общественного питания: каких-то локальных, небольших заведений со своей «изюминкой» явно не хватает не только в районах - даже в Петрозаводске.
- Жители Карелии отзывчивы на новые форматы и новые товары, - предполагает Раковский. - Нужно, чтобы Петрозаводск в сфере общепита не отставал от Петербурга. На первоначальных этапах можно попробовать силы во франчайзинге,
И еще на одну сферу можно обратить внимание - Всемирная Паутина дает большой простор для малого бизнеса:
- В Карелии интернет активно используется населением. Он умножает выручку в разы. Сейчас появляется множество видов услуг, которыми можно воспользоваться через сеть: доставка товаров, транспортные услуги, все виды ремонтов, оформление праздников и тому подобное. Это огромный, пусть и не всегда видимый в реальности рынок.