Предпринимательство против коронавируса: как изменился малый бизнес

Во время пандемии и падения активности многие компании переживают нелёгкие времена

Мы расскажем, какие сферы бизнеса пострадали особенно сильно, и какие меры они предпринимают, чтобы снизить риски из-за карантина

Во время пандемии и падения активности многие компании переживают нелёгкие времена
Freepik

Как пишет Forbes, на мировую экономику больше всего повлиял страх перед коронавирусом, нежели число заболевших. Боязнь заболеть очень сильно скорректировала поведение людей за последние недели, в связи с этим изменились спрос и предложение на мировом рынке.

Техника, продукты, косметика - всё это везли из Китая. Сегодня доля Китая в мировой обрабатывающей промышленности составляет около 25%. Всего 17 лет назад, в 2003 году, когда свирепствовала атипичная пневмония, этот показатель был не более 11%. Китай - это важное звено в поставках, поэтому временная приостановка производства в КНР снизила экономическую активность в мире и повлияла на производительность других компаний.

С предложением более-менее понятно, а что произошло со спросом? Желание путешествовать снизилось во всё мире. Туризм и гостиничный бизнес терпят колоссальные убытки. В то же время продовольственные магазины и аптеки получают сверхвыручку: люди в панике скупают крупы, предметы личной гигиены и противовирусные средства. В конце января китайский маркетплейс за два дня продал 80 млн масок. Позднее в СМИ появилась информация о нехватке масок в аптеках по всему миру, включая ОАЭ, Великобританию, Австралию, США и Россию.

Некоторая категория людей перестала лишний раз без повода посещать развлекательные мероприятия. В кинотеатрах теперь используются меры предосторожности (установлена оптимальная дистанция между зрителями, используются средства дезинфекции и т.д.). Театры и музеи по всему миру закрыты, однако посмотреть онлайн-трансляцию из театра или виртуально посетить музей можно, не выходя из дома. Для любителей киноновинок и сериалов популярные онлайн-кинотеатры открыли бесплатный (или почти бесплатный) доступ.

Школьников и студентов отправили на каникулы и удалённое обучение. Образовательные учреждения и разные сервисы открыли бесплатный доступ к своим курсам, чтобы учащиеся не скучали. Офисных работников также перевели на удалённую работу. Люди стали реже пользоваться общественным транспортом.

Снизился поток в ресторанах и кафе. Предприниматели стали делиться на две категории: те, кто призывает не паниковать и приглашает в своё заведение (даже придумали хэштег в соцсетях #ресторанамбыть), и те, кто перешёл на доставку и самовывоз.

Популярная компания по доставке еды в России запустила бесконтактную доставку для клиентов, не желающих контактировать с другими людьми во время пандемии.

В это же время набирает обороты онлайн-торговля. Только в Китае спрос на компьютерные игры вырос на 40% в годовом исчислении. Люди на самоизоляции стали остро нуждаться в новых способах развлечения. Онлайн-экономика отлично отвлекает. Походы по магазинам быстро заменили на онлайн-шопинг. Бизнесы, у которых нет интернет-магазина или простого сайта-визитки, многое теряют. Если вы в такой же ситуации - нажмите здесь.

Для развивающихся рынков эффект коронавируса заключается в снижении спроса на ресурсы - например, медь. Но бизнес сможет отыграть потери по мере возобновления производств благодаря «накопленному» спросу и гибкой цене.

Глава российского правительства Михаил Мишустин рассказал о мерах борьбы с последствиями распространения коронавируса. Среди них:

- Формирование антикризисного фонда в размере 300 млрд. рублей.

- Налоговая отсрочка для туристических и авиационных отраслей.

- Предоставление льготных кредитов для торговых предприятий.

- «Зелёный коридор» на таможне для товаров первой необходимости.

- Упрощение процедур госконтрактов из-за коронавируса.