Совещание длилось без малого три с половиной часа, но о деле начали говорить только на второй трети разговора. Терпеливо выслушав пространные доклады главы Минэка Дмитрия Родионова и бизнес-омбудсмена Елены Гетовой, губернатор задал главный вопрос, адресованный Уполномоченному по предпринимателям: что нужно сделать в первую очередь?
Ответ Гнетовой – помочь самым уязвимым. Тем самым парикмахерам-матерям-одиночкам без образования юридического лица, которым теперь просто не на что жить.
Соцсеть немедленно взорвалась комментариями. Кому хуже: частнице, которой нечего есть и нечем кормить ребенка – или хозяйке парикмахерского салона, которой также нечего есть и нечем кормить ребенка, и при этом нужно платить зарплату неработающим сотрудникам, оплачивать аренду помещения, а также рассчитываться за взятое в лизинг оборудование? Вопрос весьма спорный.
У предпринимателей было еще немало вопросы, но задать их они смогли уже под занавес. Инициативную группу карельских бизнесменов, недавно направивших обращение на имя главы, представляли Роман Никиткин и Роман Гольцев.
Последний – человек весьма авторитетный в «малых и средних» деловых кругах региона – сформулировал требование к властям коротко: или дайте работать, или платите. Причем, подчеркнул предприниматель, платить надо не ему, а его работникам.
К этому можно добавить, что отсрочки разного рода платежей, в том числе по налогам, бизнес не спасут: в итоге платить все равно придется, а нечем. Единственный выход – налоговые каникулы.
Что делает в таких условиях карельское правительство, рассказал Дмитрий Родионов. В частности - о компенсации предпринимателям расходов на зарплату.
Меры, которые назвал Родионов, будут расширяться и углубляться, соответствующие поручения губернатор дал прямо во время совещания. Когда новые инициативы обретут документальное воплощение, мы их опубликуем.
Пока же приходится констатировать, что пожелание Романа Гольцева – за все должно заплатить государство – практически неосуществимо. И не только в дотационной Карелии, где из-за карантина поступления налогов практически прекратились – держимся только на стратегическом «крупняке» типа «Карельского окатыша». Даже если запросить помощь федерального центра (что несомненно будет сделано), проблемы это не решит. Денег просто нет, и единственный способ их достать – включить печатный станок. Результат абсолютно предсказуем: люди получат кучу наличности, на которую нечего будет купить, поскольку производство и торговля встали.
Приводим мнение представителя крупного бизнеса – председателя Союза рыбопромышленников Карелии Ильи Раковского:
- Федеральная власть справедливо опасается, что прямая раздача денежных средств приведёт к инфляции. Рубль находится под огромным давлением низких цен на нефть. Правительство должно выработать программы по защите рабочих мест, но исключающие обесценивание денег. В этом плане для нас ближайшим примером является Норвегия, валюта которой также пострадала от снижения нефтяных цен, но в которой уже действует программа поддержки промышленности и малого бизнеса, направленная на защиту рабочих мест.
В качестве таких мер Раковский предлагает законодательно снизить нагрузку на работодателей, что задержит сокращение сотрудников. В первую очередь – уменьшить размер отчислений с заработных плат в различные фонды. Напомним, что работодатель, помимо зарплаты работнику, платит за него государству еще около 30 процентов от этой суммы. Пока государство думает, нашим предпринимателям остается только прорываться в правительственный перечень компаний и ИП, которым работать разрешено. И надеяться, что режим карантина будет снят как можно раньше
Пока же все, что остается предпринимателям – рваться в правительственный перечень компаний и ИП, которым работать разрешено. И надеяться, что режим карантина будет снят как можно раньше.
Читайте по теме: «Глава Карелии прокомментировал нашу статью о перечне работающих в карантин».