Где деньги, Зин?
В 2020 карельский региональный оператор по обращению с ТКО - ООО «Автоспецтранс» получил две субсидии: одну из республиканского бюджета (40 млн. р.), вторую из федерального (49 млн. р.). Выделение субсидии - это одна из антикризисных мер поддержки, которые были приняты на уровне Правительства РФ и региональной власти в связи с пандемией коронавирусной инфекции.
Проблема отсутствия платежей от компаний и физических лиц превратилась для регоператоров в период пандемии 2020 г. в настоящую угрозу. Юрлица ушли на вынужденные каникулы, в связи с чем вывоз мусора у них приостановился. Вместе с тем на 30% вырос объем ТКО у физлиц, а собираемость платежей в регионах упала до 60%-70%. В итоге региональные операторы не могли расплатиться со своими подрядчиками, суммарные долги росли. Ситуация неизбежно вела к банкротству ряда компаний и мусорному коллапсу.
Карелия, к счастью, не относилась к тем регионам, где вопрос с предоставлением услуги по вывозу мусора и ее оплатой мог в скором времени перерасти в коммунальную катастрофу, но и говорить о безоблачном настоящем и уж тем более будущем ООО «Автоспецтранс» можно было бы с оговорками.
Чистая выручка карельского регоператора (то, что было начислено потребителям за услугу по обращению с ТКО) за 9 месяцев 2020 года составила порядка 800 млн. рублей. Из этих 800 млн. руб. на счет ООО «Автоспецтранс» поступило лишь 82% (такова в среднем собираемость платежей за услугу по обращению с ТКО в Карелии), которые, в свою очередь, ушли на оплату работы компаний-операторов. Таким образом, региональный оператор недополучил 144 млн. руб.
Субсидии должны были выровнять финансовое положение предприятия с увеличивающимся, но пока не критическим кассовым разрывом. К слову, обе субсидии были целевыми, поэтому их можно было потратить только на те цели, для которых они и были предназначены (что и было сделано): а именно на оплату услуг подрядчиков-операторов по обращению с ТКО. За каждый потраченный рубль ООО «Автоспецтранс» документально отчитался перед государством в соответствии с заключенными соглашениями.
За чей счет банкет?
Новые белые мусоровозы с ярким оранжевым логотипом ООО «Автоспецтранс» не остались незамеченными петрозаводчанами. С февраля 2021 года они обслуживают Центр, Соломенное, Первомайский и Октябрьский районы города. Машины принадлежат исключительно региональному оператору. Именно ему, а не инвесторам они обязаны своим появлением в карельской столице и, заверяем: никто отсюда новую технику уводить не собирается, у ООО «Автоспецтранс» на неё абсолютно четкие планы, но о них чуть позже.
Приобретение мусоровозов ООО «Автоспецтранс» планировал еще в 2019 году, когда Государственная Дума внесла в Налоговый кодекс РФ ряд поправок, в числе которых – освобождение регоператоров от НДС с 1 января 2020. Высвободившиеся средства, а это порядка 12 млн. руб. ежемесячно, ООО «Автоспецтранс» направил на развитие компании. Так, появились реальные планы по собственному техническому оснащению.
Первыми серьезными приобретениями стали четыре мусоровоза SCANIA и 756 евроконтейнеров, установленных на КП Кондопожского и Питкярантского районов, а также столицы Республики Карелия. Общая стоимость покупок составила порядка 90 млн. рублей, при этом заметим, что мусоровозы приобретены в лизинг, и ООО «Автоспецтранс» расплачиваться за них еще 3 года. А на оплату первого взноса было потрачено 17,8 млн. руб.
Чешско-новгородский инвестор
Не стоит искать здесь тайную подоплеку и видеть нож в спине карельского регионального оператора, все достаточно прозаично. Для движения вперёд внутренних резервов ООО «Автоспецтранс» катастрофически не хватало, поэтому было принято решение о привлечении в республику мусорного инвестора, которым стало ООО «МЦЕ Инвест Рус». Вхождение в ООО «Автоспецтранс» было оценено независимыми экспертами в 24 млн. руб., а общий объем инвестиций со стороны ООО «МЦЕ Инвест Рус» составит около 2 млрд. руб., включая концессионное соглашение.
Конкурс по вхождению в ООО «Автоспецтранс» был открытым, но очереди из желающих, надо признать, не было. К настоящему моменту концессионное соглашение между Правительством республики и ООО «МЦЕ Инвест Рус» подписано. Инвестиции на строительство современного полигона и мусоросортировочной станции, согласно документу, предполагаются в объеме 1,5 млрд. рублей.
В рамках проекта авансы на изыскания и проектирование уже перечисляются. Так, региональный оператор получил первые 24 млн. руб., планируется инвестировать еще до 500 млн. руб. в течение года. Одним из инвесторов в проекте ООО «МЦЕ Инвест Рус» определило предпринимателя из Великого Новгорода с опытом в сфере обращения с ТКО. Для реализации проекта инвестору был необходим партнер с опытом в сфере обращения с отходами на территории РФ, который мог бы помочь грамотно выстроить в Республике Карелия деятельность по обращению с ТКО.
В процессе формирования команды партнеров проекта проводились переговоры со многими участниками российского рынка ТКО. Новгородский региональный оператор при сравнительно невысоком тарифе имел успешный опыт не только в транспортировании ТКО, но и в эксплуатации полигонов.
Остальные участники переговоров – а это были питерские, московские и другие операторы – в качестве обязательного условия сотрудничества выдвигали предложение об увеличении тарифа минимум в 2-3 раза, что было неприемлемо для ООО «МЦЕ Инвест Рус» и региональной администрации.
Железо на пластик, КАМАЗы на Скании!
А теперь о планах. В их числе – постепенная замена в Карелии железных мусоросборников на пластиковые и переход с пакетного на контейнерный сбор (пакетами ТКО собирают еще во многих населенных пунктах региона). Для этого необходимо кардинальное техническое переоснащение, а это новые евроконтейнеры и мощная, современная спецтехника, готовая обеспечить высокую производительность и качество услуги.
КАМАЗы, на которых сейчас операторы транспортируют ТКО, не способны выполнять поставленные регоператором задачи. SCANIA эксплуатировать в разы выгоднее, себестоимость транспортирования куба ТКО у них дешевле. А еще эта техника, оснащённая электроникой и новейшими техническими опциями, включая кондиционер и климат-контроль, работает практически сама, что по достоинству уже оценено экипажами петрозаводских Сканий!
После строительства экотехнопарка в 2024 году все старые свалки планируется закрыть для приема ТКО. Соответственно, существенно возрастет транспортная составляющая, а морально и физически устаревшая техника, используемая сейчас операторами, к переменам не готова. К тому же, перспектив по ее обновлению, равно как средств на приобретение контейнеров, у операторов нет.
Также в планах «Автоспецтранса» – постепенный переход процесса предоставления услуги по обращению с ТКО от действующих подрядчиков к транспортированию собственными силами. Для этого будут проведены переговоры с теми участниками рынка, кто не соответствует требованиям завтрашнего дня и имеет серьезные нарекания в работе: жалобы жителей, нежелание развиваться, задержки зарплат работникам при своевременной оплате услуг по договорам со стороны регоператора.
Пока ООО «Автоспецтранс» самостоятельно не может предоставлять услугу по обращению с ТКО, т.к. до 2022 года остаются в силе контракты с подрядчиками. И именно поэтому новые мусоровозы SCANIA временно отданы оператору «Актив Про».
И да: четыре Скании, приобретенные под занавес 2020 года, - это только начало! На апрель 2021 года ООО «Автоспецтранс» уже готовит 2 конкурса на приобретение очередной партии таких же мусоровозов (количество единиц техники еще рассчитывается) и евроконтейнеров в количестве 1000 штук.