Регионального мусорного оператора Карелии пытаются лишить этого статуса

В Арбитражном суде республики снова начались «мусорные войны»

Череда скандалов вокруг ООО «Автоспецтранс» не утихает. На этот раз конфликт перешел в правовое русло: фирма-конкурент через суд пытается доказать, что «АСТ» стал региональным оператором по отходам на основании подложных документов.

В Арбитражном суде республики снова начались «мусорные войны»

Немного истории

На самом деле эта история тянется уже более трех лет, с 1 мая 2018 года. В этот день в Карелии появился свой Региональный оператор по обращению с отходами, им стало ООО «Автоспецтранс». Соглашение с компанией было подписано Минприроды Карелии по результатам конкурса, который прошел в январе. Ни одна из давно работающих в регионе профильных организаций не подала заявку на участие, и «Автоспецтранс» победил как единственный участник.

Мы уже тогда заинтересовались этой странной ситуацией. Как выяснилось, одним из критериев, характеризующих надежность будущего властителя карельского мусора, было наличие контракта с государственной организацией на вывоз отходов, причем сроком на 10 лет. Как показало наше мини-расследование, ни у одной бюджетной структуры такого договора нет и быть не может: бюджетные лимиты доводятся раз в год, и тогда выясняется, сколько денег на содержание госконторы будет выделено в будущем году.

Но у «Автоспецтранса», в котором на тот момент работал единственный человек – директор - и не было ни техники, ни субподрядчиков, ни даже офиса, такой контракт на руках оказался. Это был договор на вывоз крупногабаритного мусора Управления автомобильных дорог Карелии. Причем не всего управления, а лишь офисного здания на ул.Шотмана.

Мы уже тогда отметили, что документ вызывает обоснованные подозрения. Потому что Управтодор Карелии – учреждение казенное, и там, в силу бухгалтерской специфики, ни при каких обстоятельствах не мог возникнуть 10-летний контракт, если это не связано с капитальным строительством.

Читайте по теме: «Выбор «мусорного» регионального оператора в Карелии выглядит государственной фикцией»

Но, поскольку никто не требовал судебного разбирательства, а правоохранительные органы нарушений не усмотрели, мы эту тему оставили.

Все изменилось на прошлой неделе, когда нам стали известны подробности тяжбы, проходящей сейчас в Арбитражном суде Карелии. Сортавальская фирма «Спецтранс» потребовала признать недействительным соглашение между Минприроды и «Автоспецтрансом», которое и наделило последнего полномочиями регионального оператора.

Предложение, от которого нельзя отказаться

«Спецтранс» долгое время обслуживал Сортавальский район, но с приходом регоператора его дела пошли под гору. Это не смотря на наличие коллектива, техники, опыта, и даже собственного мусороперерабатывающего комплекса. Так что попытка «сноса» «Автоспецтранса» выглядит вполне закономерной частью бизнес-войны. Странно только, почему истец ждал столько времени. Ответ на этот вопрос нам дал Андрей Чайков, ген.директор ООО «Спецтранс».

По его словам, их фирма вовсе не конкурент «АСТ», они никогда не хотели быть региональным оператором всей республики. Впрочем, как и их коллеги из других районов.

Андрей Чайков

Читайте по теме: "Как в Карелии поделят рынок отходов"

Им достаточно было родного Приладожья. С регоператором они готовы были работать, причем сотрудничество регулировалось руководством Минприроды.

- Нам предложили встретиться с новым инвестором, купившим основную долю фирмы-регоператора – руководством компании «МЦЕ ИНВЕСТ», и договориться о совместной деятельности, - рассказывает Чайков. - Предполагалось, что у нас будет выкуплена доля, а в развитие фирмы инвестор вложит десятки миллионов инвестиций. Но когда дошло непосредственно до переговоров с представителями так называемого инвестора, нам предложили 20 миллионов рублей, и чтобы о нас больше никто не слышал. Да один только мусороперерабатывающий комплекс, установленный в 2018 году, стоил 70 миллионов!.. В случае отказа нас пообещали экономически удушить. Что сейчас и происходит.

Действительно: сотрудничать со «Спецтрансом» регоператор отказался, комплекс простаивает уже 4 года. Сортавальцам ничего не оставалось делать, как исправлять ситуацию через суд.

Печать без подписи

Когда по итогам собственного расследования мы объясняли, почему ни одно бюджетное учреждение не могло иметь 10-летний контракт с коммерческой фирмой, мы сделали важное уточнение: такое возможно, но при определенных условиях.

Многолетний контракт с кем-либо у казенного учреждения должен быть утвержден распоряжением регионального правительства, подкрепленным финансовыми обязательствами. В деле есть эти документы: сведения о бюджетном обязательстве и распоряжение правительства, подписанное лично главой республики Александром Худилайненом.

Впрочем, не так: печать на документе имеется, а вот подписи как раз нет. И теперь у истцов возникает сомнение в том, что этот документ подлинный.

Но даже если с бумагой все в порядке – случай воистину удивительный: целый глава региона лично издает распоряжение о том, чтобы одно из многих республиканских учреждений договорилось с подрядчиком о чистке помойки сразу на 10 лет.

А был ли контракт?

Удивительный госконтракт был заключен в январе 2017 года. Но, как подтверждают находящиеся в открытом доступе документы, никакой деятельности в 2017-м будущий региональный оператор не вел. Ни доходов, ни расходов, ни страховых выплат. То есть контракт не выполнялся.

Тем не менее, благодаря его наличию – и только этому – в феврале 2018 года с фирмой заключают соглашение, возводящее ее в ранг регионального оператора. К своим обязанностям регоператор приступает с 1 мая, а тремя днями ранее контракт с Управтодором тихо расторгают по соглашению сторон. Правда, официально это было оформлено только через месяц.

Более того: в реестре контрактов, размещенных в единой информационной системе, на момент проведения конкурсного отбора регионального оператора договор между «АСТ» и Управтодором не значится. Именно это стало одним из доводов, представленных истцом в Арбитраже.

Впрочем, ответчика это не смущает. Как сказано в отзыве на иск, вносить в систему нужно только контракты, стоимость которых превышает 100 тысяч рублей. Если сумма меньше, делать этого не требуется.

По той же причине, кстати, подрядчик для государственного контракта не был определен по конкурсу. С «Автоспецтрансом» был заключен так называемый договор прямой поставки, это допускается законом. Правительство, не задумываясь, выбрало фирму, в которой, напомним, не было ни сотрудников, ни техники, ни денег, чтобы кого-то нанять на субподряд. Поэтому никакой работы фирма, как мы видим, не выполняла.

Теперь Арбитражному суду предстоит определить, можно ли считать такой госконтракт легитимным, а значит – законно ли «Автоспецтранс» стал региональным оператором.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру