Фонд развития промышленности Карелии уличили в нецелевых тратах бюджетных средств

Арбитражный суд Карелии признал незаконными выплаты сотрудникам организации, которую возглавлял арестованный Красулин-младший

О том, что теперь уже бывший депутат и председатель комитета Законодательного собрания Карелии Виталий Красулин задержан по подозрению в даче взятки, СМИ сообщили 29 мая. Как и о том, что по той же статье задержали его сына Артема, который в 2018-2021 годах возглавлял карельский Фонд развития промышленности.

Арбитражный суд Карелии признал незаконными выплаты сотрудникам организации, которую возглавлял арестованный Красулин-младший
Фото: Ирина Меркова

По удивительному стечению обстоятельств, в тот же день было опубликовано решение Арбитражного суда Карелии, согласно которому в Фонде имели место масштабные финансовые нарушения (не путать с преступлениями, ни о какой уголовщине речи не идет). Мы проанализировали судебный вердикт.

Для начала напомним, что представляет собой Фонд развития промышленности Республика Карелия (ФРПРК). Он был создан в 2018 году как некоммерческая организация, целью деятельности которой является «предоставление финансовой, информационно-консультативной и иной поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности на территории Республики Карелия». То есть государственные субсидии, выделяемые по заявкам промышленникам для различных нужд, распределял именно Фонд.

Это не карельская «придумка», такие НКО есть во многих регионах страны. Имеется и федеральный, созданный при российском Минпромторге. Но зачем карельскому Минэкономразвития, которое рассматривает заявки, в крошечном регионе с полумиллионным населением понадобилась отдельная структура для передачи денег, сказать затрудняемся. Этот вопрос еще 4 года назад в стенах карельского парламента поднимал ветеран ЗС Николай Зайков, когда выяснилось, что содержание Фонда только в 2020 году обходилось бюджету в 9 миллионов рублей – об этом писали наши коллеги из «Губернiя Daily». Ответа он так и не получил.

Фото: FREEPIC.COM

Летом прошлого года Министерство финансов Карелии организовало проверку деятельности Фонда и в результате выявило нарушения на весьма крупную сумму, аж по 12 пунктам. ФРПРК с выводами проверяющих не согласился и обжаловал их в Арбитраже, но суд проиграл. Посмотрим, куда же тратились бюджетные средства.

Самым масштабным нарушением Минфин, а затем и суд посчитал выделение без малого 9 миллионов рублей компании, занимающейся производством упаковки. К этому времени Артем Красулин в Фонде уже не работал, административному наказанию подвергли нового директора.

Читайте по теме: «Директор Фонда развития промышленности Карелии судится с Минфином республики»

Проверка показала, что в заявке, поданной бизнесменами, значилось одно оборудование, а по факту приобрели другое, что якобы является нарушением: «Модели приобретенного оборудования по техническим характеристикам по некоторым позициям отличаются от первоначально заявленных».

Но наш источник в Наблюдательном совете ФРПРК утверждает, что это просто бюрократическая заковыка, и позже Фонд заключил с компанией дополнительное соглашение, где были указаны другие модификации оборудования. Суд это не убедило, как и подобный случай с другой фирмой, там речь идет об 1,4 млн рублей. Стоит отметить, что сделки было совершенно прозрачны и открыты, и за каждую потраченную копейку заемщики готовы отчитаться.

Разбираться с займами предстоит апелляционной инстанции: судя по всему, Фонд будет обжаловать принятое судом решение. Но вот с дополнительными выплатами себе и своим сотрудникам все куда интереснее.

По своему уставу Фонд живет на субсидию, предоставляемую карельским правительством. Она утверждается при планировании бюджета республики на будущий год. Но в 2021 году в ФРПРК вдруг увеличились должностные оклады, «…что привело к неправомерному расходованию средств Субсидии из бюджета Республики Карелия, направленных на оплату труда, в сумме 235 109,34 руб».

"Фонд, возглавляемый сыном депутата Красулина, получил 86 миллионов на то, что без него могут делать чиновники".

Кроме того, в Фонде выплачивались очень неплохие премии: «за высокую интенсивность выполнения должностных обязанностей», «за увеличение количества одобренных проектов», «за участие в организации проведения межрегионального мероприятия «Федеральная практика Минпромторга России в Республике Карелия»… Всего за 2021-22 годы Минфин насчитал незаконных премий на более чем 560 тысяч рублей. И к этому еще нужно прибавить 30 процентов начислений.

Повышение окладов, премии и матпомощь – это замечательно. Но в организации, живущей за счет бюджета, все это должно быть регламентировано нормативными документами: кому, за что, в каких случаях. Проверка же установила, что такой «нормативки» в Фонде не было – ни коллективного договора, ни других документов. Никак не были определены критерии и условия премирования работников.

Из судебного решения: «Фактически осуществление выплат, рассматриваемых в настоящем пункте представления, является дополнительными выплатами за выполнение должностных обязанностей работников Фонда».

Фото: rp10.ru

Не пренебрегало руководство Фонда и материальной помощью к отпуску: за те же 2 года – еще 540 тысяч. То есть деньги, выделяемые республиканской казной на поддержку промышленности, сотрудники Фонда тратили на себя.

Отдельной строкой Минфин обозначил «золотые парашюты», которые выплатил Фонд при расставании своему бывшему директору Артему Красулину и его заместителю Артуру Макееву.

В марте 2021 года Наблюдательного совета Фонда принял решение о прекращении трудового договора с директором Фонда Красулиным А.В. На основании Трудового кодекса ему была положена компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка. Артему Витальевичу выплатили за счет бюджетной субсидии 621 099,41 рубль.

Как пояснил нам собственный эксперт в сфере финансов, незапланированные расходы у организации, «сидящей» на субсидиях – дело рядовое. В этом случае руководство обращается к тому, кто субсидию выдал, с просьбой увеличить ее на необходимую сумму либо скорректировать статьи расходов. Судя по всему, в случае с Красулиным этого сделано не было.

Кроме того, при расчете среднемесячного заработка бухгалтерия почему-то учла и материальную помощь к отпуску, которую Красулин себе также выписывал – а она, по мнению Минфина, не является частью оплаты труда. В результате «золотой парашют» увеличился на 110 тысяч рублей.

С Артуром Макеевым произошло еще интереснее. Когда в 2018 году Артем Красулин брал его на работу, они заключили трудовой договор, по условиям которого в случае расторжения по соглашению сторон работнику выплачивается компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка.

Спустя пару месяцев после ухода Красулина заявление об уходе подал и Макеев. Фонд спокойно расстался с ним по соглашению сторон (чего мог и не делать), выплатив напоследок 464 249,32 рубля. Таким образом, только увольнение двух руководителей обошлось ФРПРК без малого в миллион сто тысяч рублей – и все за счет бюджета. «Выплаты компенсаций при расторжении трудовых договоров с Макеевым А.Д. и Красулиным А.В. за счет средств субсидии являются нецелевым расходованием средств», - резюмировал суд.

Нет сомнений, что точка в деле не поставлена, решение в силу еще не вступило.

Фото: "МК в Карелии"
Фото: Ирина Меркова/ Артем Красулин

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру